! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 25






Rambler's Top100

1) Тема гибели дворянских гнезд в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
2) Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3) Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Вопрос 1
Тема гибели дворянских гнезд в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

    А. П. Чехов не раз подходил в своих произведениях к теме распада дворянских гнезд. О надвигающейся гибели дворянских гнезд автор пишет в рассказах "В усадьбе", "Чужая беда", "В родном углу", "У знакомых" и др.
    В пьесе "Вишневый сад" Чехов как бы обобщает тему гибели дворянских гнезд и подводит итог своим размышлениям о судьбе дворянства.
    Перед нами типичная дворянская усадьба, окруженная старым вишневым садом. "Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!.." - восторженно говорит героиня пьесы Раневская.
    Дворянское гнездо доживает последние дни. Имение не только заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты процентов, оно пойдет с молотка. Что же предпринимают для спасения усадьбы ее владельцы? И что вообще представляют собой эти последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?
    В прошлом - это богатая дворянская семья, которая ездила в Париж на лошадях и на балах которой танцевали генералы, бароны, адмиралы. Раневская имела дачу даже на юге Франции в Метоне.
    Прошлое стоит теперь перед Любовью Андреевной в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.
    Лопахин предлагает владельцам имения верное средство спасти усадьбу: разбить вишневый сад на участки и сдавать в аренду под дачи. Но с точки зрения барских понятий это средство кажется недопустимым, оскорбительным для чести и фамильных традиций. Оно противоречит и дворянской этике. "Дача и дачники -это так пошло, простите", - барски высокомерно заявляет Раневская Лопахину. Поэзия вишневого сада и его дворянское прошлое заслоняют от хозяев усадьбы жизнь и требования практического расчета.
    Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют Любовь Андреевну Раневскую. Личная жизнь этой героини сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тратит средства на человека, который ее обманул и обобрал.
    В характере Раневской, на первый взгляд, много хороших черт. Она обаятельна, любит природу и музыку. По отзывам окружающих, она "добрая, славная" женщина, простая и непосредственная.
    Она доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины, настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху. Она как будто чутка и внимательна к людям. А между тем какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы вишневого сада и ее личного благополучия.
    Раневская в сущности эгоистична и равнодушна к людям. В то время как ее домашней прислуге "есть нечего", Раневская сорит деньгами направо и налево и даже устраивает никому не нужный бал.
    Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду.
    Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни . человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении, ничего не делая. Он сам признается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие - бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов.
    В противоположность своей сестре, Гаев несколько грубоват. Барское высокомерие к окружающим слышится в его словечках "кого?", "хам".
    И Раневская, и Гаев - это люди, привыкшие беспечно жить, не работая, они даже не могут осмыслить трагизма своего положения. У них нет будущего. Это последние представители вырождающегося дворянства.
    Еще одной значимой фигурой для понимания проблемы гибели дворянских гнезд является слуга Фирс. Порождение крепостной эпохи, он живет воспоминаниями о счастливом прошлом. Он полон забот о своем барине и ухаживает за ним, как за маленьким ребенком. "Опять не те брючки одели. И что мне с вами делать?" - обращается он к пятидесятилетнему Гаеву.
     То, что Фирс оказался в заколоченном доме и в сущности обречен на смерть, - символический эпизод в пьесе. Смерть его совпадает с гибелью вишневого сада, знаменует конец эпохи дворянских гнезд.

Вопрос 2
Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    "Серебряным веком" - в сравнении с "золотым" пушкинским, - принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец ХIХ - начало XX века. Условные хронологические границы этого явления можно определить по двум знаменательным для литературы явлениям : речь Достоевского о Пушкине (1880 г.) - речь Блока "О назначении поэта" (1921 г.). С именем Пушкина и Достоевского связаны две основные тенденции в русской литературе как Серебряного века, так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная. Перекличка двух веков русской поэзии - "золотого" пушкинского и "серебряного" - звучит у лучших поэтов начала XX века, которые росли и формировались под влиянием Пушкина, новаторство которых возросло на основе прекрасного знания русской поэтической классики. Особенно наглядно сказалось это в творчестве Валерия Брюсова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Владимира Маяковского... У каждого из них - свой Пушкин.
    Господствующим художественным мировосприятием и стилем серебряного века стал символизм, то есть новая форма романтизма.
    Истоки новых течений в русской литературе Серебряного века (модернизма) уходят в 80-е годы - пору глухого безвременья. Поэзия тех лет представлена именами С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и К. Фофанова. Их творчество отмечено переходными свойствами: реалистическая поэтика постепенно сменяется романтической, а гнетущая атмосфера современной действительности все заметнее воспринимаются в свете романтических идеалов.
    Поэты-восьмидесятники во многом подготовили почву для появления так называемых декадентов 90-х годов: Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского. Декаденство в данном случае означало разрыв с идейным наследием революционной демократии и народничества, сосредоточенность на сложном внутреннем мире собственного "Я" и особого рода эстетизм, связанный с болезнью красоты.
    Особенно значительная роль - в постижении высоких идеалов любви, добра и красоты - великого русского философа и замечательного поэта В. Соловьева, духовное наследие которого оказало глубокое воздействие на поэзию русских символистов, прежде всего на А. Блока и А. Белого.
    В поэзии Серебряного века принято выделять три основных течения: символизм, акмеизм, футуризм.
    Для символистов основной идеей искусства (поэзии) становится постижение тайн мира, изображение мира через систему символов-образов.
    Символистов сменили акмеисты, провозгласившие, что "для акмеистов сознательный смысл слова, "логос", такая же прекрасная форма, как музыка для символистов" (О. Мандельштам).
    Футуристы - следующий этап в развитии поэзии начала века. "Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном, искусстве".
    Одним из представителей поэзии Серебряного века является Игорь Северянин.
    Игорь Северянин (настоящая фамилия Лотарев) родился в 1887 году в Петербурге. Позже с семьей он переехал в Новгородскую губернию, а затем в 1904 году вновь возвращается в Петербург.
    Поэтическая биография Северянина начинается в 1907 году. Именно тогда поэт определяет свое место:

Не изменяй намеченной тропы,
И помни: кто, зачем и где ты.

    Поэт любил, по его собственному выражению, ошеломить публику самовосхвалением:

Я, гений Игорь - Северянин,
Своей победой упоен.

    Такими стихами Игорь Северянин вызвал весьма неоднозначное отношение к себе и к своему творчеству. У многих его имя ассоциировалось с самовосхвалением, появился даже термин "северянщина".
    В 1915 году, вовремя Первой мировой войны, чувствуя приближение потрясений, поэт пишет:

Чем дальше, все хуже и хуже.
Все тягостней, все больней.
И к счастью тропинка уже, и ужас уже на ней.

    Тяжело переносит Игорь Северянин Октябрьскую революцию и гражданскую войну. Он пишет:

Дни розни партийной для нас безотрадны
                             среди озверелых людей.

    С 1918 года Северянин по воле случая оказывается в эмиграции в Эстонии, и с этого времени до 1941 года, то есть до своей смерти, он живет на чужбине.
    Тема Родины для Северянина становится главной. Проникновенны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Поэт переживает вместе с Россией, пропуская через свое сердце все ее боли и страдания:

Безбожная моя Россия, священная моя страна.

    Есть у Северянина цикл стихов, посвященных русским литераторам: Гоголю, Фету, Гумилеву, Сологубу. Есть стихотворение, которое поэт пишет о себе и называет его без ложной скромности "Игорь Северянин". В феврале 1918 года на одном из вечеров в Политехническом музее его назвали "королем поэтов".
    Полны очарования его стихи, посвященные прекрасной даме. Стихотворение "Кензель" не может не вызвать восторга у читателя:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена.

    Стихи Северянина музыкальны, отличаются большой напевностью и своеобразным лиризмом. Свои устные выступления он называл "поэзоконцертами", и, по словам современников, почти пел свои стихи. Поэт нередко прибегал к сочетанию "высокого" и "низкого" стиля. Характерно в этом плане стихотворение "Мороженое из сирени":

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
Сударыни, судари, надо ль? - не дорого - можно без прений...
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

    С юности Игорь Северянин стремился быть только поэтом - и никем другим. Он хотел достичь высшей поэтической славы - достиг. И в тяжелые годы вынужденной эмиграции он мог оставаться только тем, кем был всю свою жизнь, - поэтом, умевшим претворять обыденные жизненные явления в откровения русского слова.

Мгновенья высокой красы!
Совсем незнакомой, чужой
В одиннадцатом году,
Прислал мне "ночные часы".
Я надпись его приведу:
"Поэту с открытой душой"...

    Поэтом с открытой душой назвал Игоря Северянина другой поэт -Александр Блок. Эта надпись на подаренной книге относится ко времени, когда Игорь Северянин еще только вступал на литературное поприще. Определение, данное поэту Блоком, очень точно раскрывает поэтическое дарование Игоря Северянина, его необычную для русской поэзии XX века личность, которая до конца не понята.
    Поэзия Серебряного века отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах, сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас - войной внутренней, гражданской. В этом метафорическом процессе, запечатленном поэзией, есть высокие подъемы и резкие спады, светлые и темные стороны, драматические и комические сцены, но в глубине своей -это процесс трагедийный. К сожалению, трагедия страны изменила судьбы многих ее граждан. Игорь Северянин не стал исключением.

Вопрос 3
Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

    В романе " Евгений Онегин" рядом с главным героем автор изображает Владимира Ленского.
     По характеристике самого Пушкина эти два человека абсолютно противоположны ("лед и пламень"). И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя автор отмечает, что таковыми они становятся от "делать нечего".
    Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой? Почему они "сошлись"?


Евгений Онегин


Владимир Ленский

Образование и воспитание
Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование: Пушкин пишет: "мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь", а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее. Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Зато становится ясно, что результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.
Состояние души, отношение к человеческим ценностям
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей -он не ценит любовь, дружбу, вернее не верит в искренность и силу этих чувств.

Нет: рано чувства в нем остыли
Ему наскучил света шум.

И далее автор ставит "диагноз" состояния своего героя - "короче: русская хандра им овладели понемногу...
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:

Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней Он голову ломал
И чудеса подозревал.
Жизнь в деревне, отношения с соседями
Приехав в деревню, Онегин ищет приложения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину "оброком легким", стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещиков. А те, в свою очередь, сочли его "чудаком", "фармазоном" и "дружбу прекратили с ним". Скоро им вновь овладевает скука и разочарование. Ленского отличает восторженно-мечтательное отношение к жизни, душевная простота и наивность. Он не успел еще увянуть "от хладного разврата света", он "сердцем милый был невежда".
Представление о цели и смысле жизни
Не верит ни в какую высокую цель. Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни человека, он только пока не знает её.
Поэтическое творчество и отношение к нему героев
Онегин "не мог... ямба от хорея... отличить", не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией Ленский - поэт.

Он с лирой странствовал на свете
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенялась в нем.

Ленский вдохновляется творчеством немецких поэтов-романтиков. Сам тоже относится к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, "разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы..."
История любви
Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви. Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.
Дружба
При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:
1) они противопоставлены дворянству как в городе, так и в деревне;
2) они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь "радостями" круга светской молодежи;
3) широкие умственные интересы: история, философия, моральные вопросы, чтение литературных произведений.

    Дуэль Онегина с Ленским и гибель последнего - трагически-нелепые события. Но в то же время они раскрывают страшную тайну Онегина - боязнь света, "общественного мненья", которое он делает вид, что презирает, цо ни один из героев романа не смог переступить через такое понятие, как "условность". Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.
    В романе Пушкин делает попытку объяснить характер героя средой, обстоятельствами, но, вскрывая рациональные причины всех человеческих поступков, Пушкин видит и некую мистическую строну жизни, ощущает судьбу как силу, которая вмешивается в человеческое существование, делая его таинственным и необъяснимым и в то же время внося в него высший философский смысл.
    Если попытаться коротко объяснить, что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке, то можно назвать следующие причины:
    • различия между героями, с одной стороны;
    • с другой стороны, неумение или нежелание принять другого человека таким, как он есть, не пытаясь "подровнять" его под свои представления и взгляды;
    • и все-таки самая главная причина в данной ситуации - это неспособность стать выше "общественного мнения", условностей, страх выглядеть "смешным" в глазах света, высшего общества, боязнь быть осужденным.

Используются технологии uCoz