! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 23






Rambler's Top100

1) Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
2) Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в (по выбору экзаменуемого).
3) В чем своеобразие патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?

Вопрос 1
Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческой души. С присущей ему правдивостью и трагичностью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманные отношения между людьми, страдающий за "униженных и оскорбленных".
    Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - это повествование о том, "как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце ее наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека".
    На страницах романа автор подробно исследует теорию Родиона Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовалась давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Это высказывание является сутью теории Раскольникова.
    По теории Раскольникова, все люди делятся на два разряда. Одни, люди "обыкновенные", обязаны жить в смирении, повиновении и послушании, они не имеют права переступать юридические законы, потому что они обыкновенные. Это "твари дрожащие", "материал", "не люди", как называет их Раскольников.Другие же - "необыкновенные" - имеют право переступать закон, совершать всякие злодеяние, бесчинства, преступления именно потому, что они необыкновенные. Раскольников говорит о них как о "собственно людях", "наполеонах", "двигателях истории человечества". Раскольников считает, что низший разряд существует для того, чтобы производить "себе подобных". А "сверхчеловеки" -это люди, имеющие "дар или талант", которые могут сказать в своей среде новое слово. "Первый разряд - господин настоящего, а второй - господин будущего", - говорит Раскольников.
    Раскольников доказывает, что "необыкновенные люди" могут и должны "переступать законы", но только ради идеи, "спасительной для человечества".
    Разумеется, создавая свою теорию, себя Раскольников причислял заочно к "людям". Но ему нужно проверить это на практике. Тут и "подворачивается" старуха-процентщица. На ней он хочет проверить свой расчет, свою теорию: "Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна".
    Итак, не обладая необходимым материальным состоянием. Раскольников решает убить ростовщицу и получить таким образом средства для достижения своей цели. Но согласно теории героя романа, он имеет право "переступить", если исполнение его идей (спасительной, возможно, для человечества) потребует этого.
    Раскольников вначале (до преступления) искренне верит, что преступление его будет совершено "во имя спасения человечества". Потом он признается: "Свобода и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником! Вот цель!.." Впоследствии он объясняет Соне: "Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил". Он жаждал попасть в число тех, кому "все позволено": "кто много посмеет". Вот последнее, определяющее его цель признание: "Не для того я убил, чтобы матери помочь. Вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного... Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею?"
    Результат и средства преступления не совпали с высокими целями, которые он провозглашал. "Цель оправдывает средства", - вот казуистика Раскольникова. Но у героя не было такой правой цели. Здесь цель не оправдывает средства, а указывает на неправильность, негодность таких средств и результатов, как убийство. Теория Родиона Раскольникова сломалась, рухнула.
    Достоевский не согласен с философией Раскольникова. По мнению автора, вседозволенность страшна, антигуманна и поэтому недопустима.
    Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию "белокурых бестий", "чистокровных арийцев". "Люди делятся на "господ" и "рабов", - говорил он, - и господам - "сильным личностям", "сверхчеловекам" - все дозволено". Следуя такой теории, эти "сверхчеловеки" вправе не считаться с законом, с моралью, уничтожать и подавлять всех, кто становится на их пути. Позднее теория Ницше послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, бедствий всему человечеству.
    Античеловечность теории Раскольникова не вызывает сомнения. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства, и тем более, "цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель".
    Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеющий", избранный. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне смог их переступить, по религиозным понятиям способен на все.
    Достоевский не согласен с философией Раскольникова, автор заставляет своего героя самого в ней разубедиться. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья - краеугольный камень философии Достоевского. Писатель, веря в искупительную очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
    Проводником философии Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.

Вопрос 2
Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в (по выбору экзаменуемого).

    Развитие драматургии во второй половине XX столетия - явление сложное и неоднозначное. Драматургия не стала единым и мощным явлением, она как бы "раздробилась" по отдельным темам, среди которых можно выделить следующие:
    • "производственные пьесы" - "Сталевары" Г. Бокарева, "Человек со стороны" И. Дворецкого, "Протокол одного заседания" А. Гельмана, "Мы, нижеподписавшиеся" М. Шатрова;
    • "психологические драмы" А. Арбузова, А. Володина, А. Вампилова, В. Розова, М. Рощина, Л. Зорина и др.
    Основной идеей пьес, обращенных к производственно-трудовой тематике, стало изображение истоков и условий научно-технического прогресса. Главным героем этих произведений становится "деловой человек", командир производства. Героев пьес отличает гражданская активность, творческая страстность, развитый дух социалистического соревнования. Внутренний мир передового рабочего или секретаря парткома рассматривался в пьесах с особым пристрастием как образец и социальный феномен эпохи развитого социализма. Провозглашая идею духовно одаренной, духовно развитой личности, в действительности "производственная драма" делала героем человека жесткого, нередко жестокого, максималиста непримиримого и непреклонного.
    В свою очередь "психологическая драма" в разработке нравственной проблематики была более многообразна и многопланова. Пьесы того времени, не касаясь впрямую проблем социальной, деловой, производственной жизни человека, тем не менее, обнаруживали взаимосвязь общественных катаклизмов и самочувствия отдельной личности.
    В написанной в 1967 году и напечатанный в 1970 году пьесе "Утиная охота", А. Вампилов создал галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство.
    Перед нами одно из бесчисленных, возникающих в то время, как грибы, учреждений, именуемых КБ (конструкторское бюро), формируемых из инженеров, научных работников с самыми благими намерениями, но во многих случаях оказывающихся нерентабельными. Однако сотрудники таких учреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице, выпускают "научные труды". На самом же деле, придя на работу, они не знают, куда деваться от безделья. Группу таких деятелей из провинциального центрального бюро технической информации изображает Вампилов в пьесе "Утиная охота". Их обязанность - пугать нововведениями на разных заводах, обобщать и информировать о них научный мир, хотя и нет во всей округе настоящих заводов. Сидя в кабинетах по два-четыре человека, они обсуждают очередные футбольные матчи, играют в шахматы, посмеиваясь над шефом, требующим обобщения опыта "модернизация поточного метода". Их рабочий принцип: "спихнуть и делу конец".
    Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову. Автор так представляет героя: "Зилову около 30 лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности Б своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некая небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда". Невозможно потому, что он вообще как бы лишён стержня. Когда на новоселье друзья спрашивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Казаков не без иронии бросает: "Больше всего на свете Витя любит работу". И эта реплика вызывает дружный смех. Его начальник, спасая положение, говорит: "Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень, зачем же так шутить?"
    В действительности работа его не интересует. Все свободное время героя уходит на то, чтобы "выпить и закусить", да поволочиться за девушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он "алик из аликов". И о работе он не может говорить без скуки и насмешки. "У меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотой", - заявляет он жене по телефону, как раз в тот момент, когда затевает очередной флирт со студенткой. Зину, свою красавицу и умницу, он не любит. В течение четырех лет никак не соберётся навестить своего больного отца, которого назвал старым дураком.
    И, несмотря ни на что его любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Он искренен в каждую конкретную минуту, хотя все считают его легкомысленным.
     Лишь для успокоения жены он говорит: "Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать..." Но в том-то и дело, что бежать он никуда не собирается. Покидая мужа, Галина говорит ему: "Куда я еду, к кому - тебе всё равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе всё безразлично. Всё на свете. У тебя нет сердца, вот в чём дело. Совсем нет сердца..." Он соглашается с ней, признаётся, что ему "опоршивела такая жизнь". "Ты права, мне всё безразлично, всё на свете.Что со мною делается,." не знаю". Он признаётся также, что друзей, не имеет, работу не любит. Остановись на этом автор, мы бы имели любопытный, но однозначный характер. У нас не было бы сомнения, как его оценить. Но А. Вампилов создаёт образ неоднозначный. Более того, видя пороки героя, наделяет его ещё одной неожиданной чертой. Дело в том, что у героя есть настоящая привязанность - утиная охота. В сущности, он целый год живёт ожиданием отпуска и утиной охоты. И не потому, что является заядлым охотником. Кажется, до сих пор он не убил ни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. Обещая Галине взять её с собой на охоту, он говорит: "Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком". Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: "Ты увидишь -мы поплывём как во сне, не известно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви... А ночь? Боже мой. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет..."
    На первый взгляд, можно истолковывать привязанность героя к утиной охоте, как бегство из города, бегство от установившейся жизни. Но это было бы упрощением и не согласовалось бы с тем, что Зилов сможет стать другим. Преображение Зилова вряд ли возможно.
    В образе Зилова запечатлены типичные явления, которые уже не зависят от самого героя, явления большей частью опасные и трудно искоренимые. Назвав их "зиловщиной", Валентин Распутин высказал предположение, что "...может быть, самая большая заслуга Вампилова как драматурга в том и состоит, что он одним из первых её распознал и показал".
    Сложный и противоречивый характер Зилова отличается двойственностью: он складывается из обаяния и лжи, фантазерства и вероломства, честности и равнодушия. Раскрывая непростой внутренний мир героя, Вампилов исследует истоки неудавшейся человеческой судьбы, глубоко анализируя причины, ведущие героя к духовному краху.
    Пьеса А. Вампилова - это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные и убедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов.

Вопрос 3
В чем своеобразие патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?

    Патриотические мотивы занимают значительное место в лирике Лермонтова. Родина, ее история всегда интересовала поэта. Героическое прошлое России нашло отражение во многих стихах Лермонтова.
    Стихотворение "Бородино" написано в 1837 году, в год 25-летия Отечественной войны 1812 года. Несмотря на торжественность и значимость даты, стихотворение лишено помпезности. О Бородинском сражении рассказывает обыкновенный солдат-артиллерист. Лермонтову удается в стихотворении достоверно рассказать о происходившем на поле боя. Яркая, живая речь рассказика, пересыпанная солдатскими словами и выражениями, рисует живую картину боя. На поле сражения мы не видим полководцев, но чувствуем единение русского войска от генерала до солдата. Нельзя не отметить, что, говоря о славных победах прошлого, рисуя портреты "богатырей", Лермонтов с досадой замечает:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы.

    В этих словах слышатся нотки сожаления о былой славе России, нынешнее поколение не вызывает такого восхищения у поэта.
    Стихотворение "Родина" (1841) - попытка поэта собрать все, что ему дорого в родной стране. В отличие от знаменитой триединой формулы величия России ( в 1830 г. министр просвещения С. С. Уваров сформулировал это так: "православие, самодержавие, народность"), он любит "её степей холодное молчанье". Наверное, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить суровость родной природы. Горячая душа поэта, зовущая к безграничности, заметит что-то родное в "лесов безбрежных колыханье". Любовь к морю, мятежному, изменчивому, волнуемому, бесконечному, переходит и в любовь к "разливам рек её, подобным морям". Жизнь поэта была вечным скитанием и поисками родного тепла, которое где-то брезжило, но не приближалось.
    Усталость странника заставляет любить простой и надежный лад деревенской мирной жизни. При одиночестве поэта ему дорога "чета белеющих берез", при его горечи радостна "пляска с топаньем и свистом", при его сложности - "говор пьяных мужичков".
    Россия Лермонтова - это русская народная жизнь и природа. Лермонтов выделяет то, на что до него никто из поэтов не обращал свои взоры: "чета белеющих берез", "заветные преданья", "пляска с топаньем и свистом", "говор пьяных мужичков". Лермонтову удается поэтизировать простой крестьянский быт.
    Стихотворение "Родина" - это объяснение в любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью.

    Странность любви заключается, видимо, в ее простоте и человечности, когда отметается все "высокое": "слава, купленная кровью" (самодержавие), "полный гордого доверия покой" (народность), "заветные преданья" (православие). Ираклий Андронников в книге "Лермонтов. Исследования и находки" (1964 г.) пишет: "Лермонтов все яснее понимал, что его любовь - в любви к народу, к демократической России. Об этом он и говорит в своем удивительном стихотворении "Родина", образы которого зародились у него во время путешествия на Кавказ весною 1840 года".
    Стихи Лермонтова, несмотря на глубину и серьезность темы, можно скорее назвать лирическими размышлениями, раздумьями. Это больше походит на объяснение в любви.

Используются технологии uCoz