! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 15






Rambler's Top100

1) Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2) Образ русского труженика-солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
3) Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашей времени».)

Вопрос 1
Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Стихотворения Ф. И. Тютчева раскрывают жизнь человеческой души, собственные переживания и радости, "весну" и "осень" сердца. Поэта интересуют вечные общечеловеческие ценности, вечные идеалы. Безусловно, такой вечной ценностью для Тютчева является природа как богатейший самостоятельный мир, наделенный чувствами и эмоциями. Все в природе заслуживает внимания поэта.
    С одной стороны, природа для поэта - это объект созерцания и восхищения, другой - непостижимый сложный мир, над которым не властны внешние силы. У Тютчева между человеком и природой изначально существует разлад, который мешает человеку соединиться с "общим хором" ("Певучесть есть в морских волнах"), в котором царят полная гармония и созвучие. В этом стихотворении поэт говорит, что у человека, в отличие от природы, нет полной свободы: он зависит от предрассудков, обязательств, общечеловеческих законов. Природа же естественна и ни от чего не зависит.
    Тютчев разделяет жизнь природы и жизнь человека; он как бы делит мир на дневной и ночной. В первом властвует человек. Ночи же он отводит особое место, потому что только в это время человек не заглушает природной "музыки". Природа "хозяйничает" в ночи и можно острее ощутить ее красоту и величие, потому что в этот момент все сущее так же "таинственно, как в первый день созданья". Несмотря на разлад между природой и человеком, он может познать этот сложный, многомерный мир, в котором есть душа, свобода, язык, и слиться с миром природы. Именно ночью поэт чувствует себя частичкой природы. Ночью взо'ру человека предстает бездонное звездное пространство, которое соединяет его со Вселенной:

Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
               "День и ночь". Начало 1839

    Природа в лирике Тютчева двойственна: поэт наделяет ее противоположными качествами. Она хаотична и гармонична одновременно. Й то и другое имеет свой способ выражения, и человек может понимать или не понимать язык природы:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Перед таким огромным, необузданным миром человек ощущает себя незащищенным и бессильным. Человек слаб не только в общении с вселенной. Он считает, что мир души нельзя открывать "наружному шуму", иначе человек потеряет силу и богатства своего внутреннего мира. Нельзя даже делиться с кем-то своими мыслями, надеждами, потому что невозможно вполне понять переживания, не прочувствовав их, а словами не передать то, что кипит в душе:

Как сердцу высказать себя?
Другому как помять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
                                "Silentium"

    Наверное, можно говорить о том, что раскрытие темы любви в творчестве Тютчева тоже носит философский характер. Любовь в понимании Тютчева - "поединок роковой", в котором один из любящих неизбежно страдает. По его мнению, самоубийство и любовь разделяет только один шаг:

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и Любовь!
                                "Близнецы"

    В данном контексте, самоубийство - не физическое лишение жизни, а медленное, мучительное затухание любящего сердца.
    Еще одна тема имеет в творчестве Тютчева философский характер. Это тема познания мира. Человеческий ум, стремления к знаниям неистощимы. По мнению Тютчева, как видно из стихотворения "Цицерон", "Последний катаклизм", в совершенстве познать что-то глобальное можно только в минуты разрушения:

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
                    "Последний катаклизм". 1830

    Но это может не каждый. Поэт говорит о ненасытной человеческой мысли , которая стремится достичь высот познания, и это ей не удается. Только избранники Бога, такие как Цицерон, могут, увидев крушение города или мира, понять их:

Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертья пил!
                        "Цицерон". 1830

    Человек осознает истинную цену, всю глубину того, чем владеет только тогда, когда чувствует, что теряет это, что обладает этим в последний раз. В этом случае для него на время исчезает все вокруг, и это что-то становится главным и дорогим. В стихотворении "Я лютеранин люблю богослуженье..." Тютчев призывает каждый раз молиться так, словно это в последний раз. Именно тогда душа сольется с Богом, и он услышит обращенные к нему молитвы.
    Всю поэзию Тютчева можно назвать философской. Его в полной мере волнуют проблемы жизни, любви, смерти, бессмертия, познания.

Вопрос 2
Образ русского труженика-солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

    "Василий Теркин" - это "книга про бойца". Ее герой - рядовой солдат нашей армии, простой советский человек.
    Первое знакомство читателя с героем происходит в начальной главе "На привале", тогда Теркин, участник финской войны, "из запаса рядовой" - прибывает на фронт ("В строй с июня, в бой с июля, снова Теркин на войне"). Уже в этой главе читатель довольно близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый, опытный солдат, хороший рассказчик, по определению товарищей по полку, "свой". Главная же черта характера Теркина состоит в том, что он чувствует себя неотделимым от советского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии в войне, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, а лишь к массе людей:

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен...
Но, однако,
Жив вояка...

    Вторая глава - "Перед боем" - раскрывает еще одну существенную черту героя - его сознательность. В этой главе говорится о первом, очень тяжелом этапе войны, когда наша армия вынуждена была отступать. Теркину с товарищами пришлось выходить из окружения.
    "Я ж, как более идейный, был там как бы политрук, - "рассказывает Теркин. Он понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и уверенность в нашей победе:

Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы - не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали - все вернем.

    Третья глава - "Переправа" - рассказывает о героизме и мужестве Теркина: в ледяной воде он переплывает реку, чтоб доставить командиру нужное донесение:

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.

    Таким образом, Твардовский рисует в поэме последовательно развивающиеся картины военной жизни ("На привале", "Перед боем", "Переправа" и др.), что дает ему возможность полнее раскрыть внутренний мир героя произведения. В последующих главах мы видим Теркина в различных ситуациях, его психологическая характеристика еще более углубляется. Он отважен и вынослив, скромен, стоек в рукопашном бою, находчив и смел, весел в часы отдыха.
    Так шаг за шагом Твардовский знакомит читателя с героем поэмы - рядовым солдатом Василием Теркиным. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весельчак и балагур. Это человек глубокой души, с серьезными мыслями, чувствами и переживаниями. Это тот "святой и грешный русский чудо-человек", который выстоял и победил в величайшей из войн.
    "Читая "Василия Теркина" с начала и до конца, я видел прежде всего самого себя, своих' близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике", - так писал Твардовскому один из рядовых бойцов.
    В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. Он "не иной какой, не энский, безымянный корешок". В Теркине очень развита чувство национального самосознания. Именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом - участником первой мировой войны (глава "Два солдата"). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей Родины и ее воинским традициям.
    Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции. Солдат в ней - бывалый человек, обаятельный, дельный и сметливый, способный сварить щи из топора.
    Лирическое и эпическое тесно переплелись в поэме А. Твардовского "Василий Теркин". Личность в понимании поэта - это средоточие многообразных связей с людьми, с народом. Она вбирает в себя опыт поколений и сверстников:

Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы.
И счастлив тем, что я не чудо
Особой, избранной судьбы.

    Теркин обладает присутствием духа, достоинством, не теряет чувства юмора. Ему все сподручно, везде удобно, он всем нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец: он может развести пилу, сыграть на гармони, починить часы, построить дом, сложить печь, а на войне он также проявляет все свои таланты и смекалку.
    В литературе о войне трудно отыскать образ, равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чувствует ответственность "За Россию, за народ // И за все на свете". Но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житейский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата.
    Оптимизм и нравственное здоровье Теркина - от сознания правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями соотечественников. Это "Русский чудо-человек", национальный тип.

Вопрос 3
Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашей времени».)

    Роман "Герой нашего времени" состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: "Тамань" - остросюжетная и в .то же время лирическая повесть; "Княжна Мери" - дневник; "Фаталиста -.записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.
    Автор ставит перед собой задачу всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени. Интерес Лермонтова не к личности как таковой, а к "истории души человеческой" отражает проблематику романа. Наряду с этим автор размышляет о предопределении судьбы человека, о соотношении свободы, воли и необходимости, о цели и смысле человеческой жизни.
    В основе повествования лежит конфликт Печорина с обществом и с самим собой: "Зачем я жил? для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения". Напряженные раздумья Печорина, его постоянный анализ и самоанализ можно назвать этапом становления личности.
    Чтобы понять образ главного героя романа, следует сопоставить две характеристики Печорина:

 
Один Печорин
живет, совершает поступки, ошибается

Другой Печорин анализирует и судит
Отношение к жизни Скептик, разочарованный человек, живет "из любопытства". Огромная жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение.
Борьба сердца и ума Не может не чувствовать красоту природы, переживания других людей: "какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко". "Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия".
Отношение к женщинам "Я скакал, задыхаясь от нетерпенья... При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" "Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости".
Главное противоречие героя Мелкие недостойные поступки. Приносит людям лишь зло и страдания. Полная- безнадежность, сознание своей обреченности. Необъятные силы души. Стремится "любить весь мир". Жажда полноты жизни.
Сам о себе "Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно". "С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!"

    Герой расценивает себя как "нравственного калеку", у которого "высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в "умную ненужность?" Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: "Во мне душа испорчена светом". "Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли", "Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления"
    Постоянный самоанализ, рефлексия делают Печорина безучастным, бесчувственным. "Я давно уже живу не сердцем, а головой, я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия", - признается он перед дуэлью с Грушницким.
    Печорин отличается от других героев романа тем, что его тревожат вопросы осознания человеческого бытия - вопросы о цели и смысле жизни, о назначении человека.
    Вокруг Печорина рождаются страсти, происходят столкновения, ведутся споры. Но все герои романа: Вера, княжна Мери, Грушницкий, Максим Максимыч, Вернер и даже сам автор - находятся под властью странного печоринского обаяния. Все они в той или иной степени влюблены в него. Но никому из них не удается постичь бесконечные возможности души Печорина.
    В предисловии к роману Лермонтов пишет о типичности своего героя:
    "Этот портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии". В предисловии же к "Журналу Печорина" говорится, что здесь читатель найдет "историю души человеческой" и "оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека".
    В истории литературы за Печориным закрепилось определение "лишний человек"...Такое определение стали давать литературным героям, которые ни к чему в жизни не приспособлены: ни к любви, ни к семье, ни к труду. Такой герой болезненно самолюбив, он аналитик и эгоист, он теряет веру и в себя, и в людей и в смысл своего существования. Таков и Печорин. Именно в этом кроются причины его одиночества и непонятости.
    "Герой нашего времени" - роман о нравственных исканиях, об ответственности личности перед людьми и своим собственным "я". Попытки автора приблизить своего героя к людям, найти для него некое гармоническое равновесие в отношениях с ними оказываются не состоятельными. Глубина пропасти между героем и другими людьми оказывается непреодолимой. Печорин, опережая свое время, исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества. А, следовательно, главной проблемой романа можно назвать несоответствие мировосприятия Печорина условиям его жизни.

Используются технологии uCoz