|
! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! |
Главная | • | Краткие содержания | • | Ссылки | • | Гостевая книга |
|
1) Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 2) Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого). 3) Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы? Вопрос 1 Образ создан писателем на основании его личных впечатлений. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры - не в богатых районах столицы, а на так называемых "серединных улицах", в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди "так и кишат". Герои Достоевского, как и сам автор, сторонятся "пушкинских" парадных кварталов. Основная черта, которой Достоевский наделяет город, - двойственность. Контрастом грязным и душным улицам, пыльным площадям, выступает величественная и прохладная Нева. Даже солнце в городе появляется только в момент заката, а днем его присутствие ощущается через необычную жару и духоту. Роман начинается с описания улиц Петербурга. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь..." "Нестерпимая вонь" и "страшная духота" постоянно сопровождают Раскольникова. Ощущение нехватки воздуха преследует героя и в его "каморке", и на улицах, и в тех домах, "комнатах-клетушках", где он оказывается. Духота становится олицетворением города, который, как спрут, жестоко и безжалостно поглощает душу человека. Город становится воплощением социального зла, порока, жестокости и насилия. Неслучайно сцены уличной жизни занимают столь значительное место в повествовании. Эта жизнь делает людей враждебно настроенными друг к другу, человеческие отношения теряют доверительный характер. Между людьми не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Описание улиц - лишь часть образа города. Интерьеры "петербургских углов" имеют не меньшее значение для раскрытия образа Петербурга. Каморка Раскольникова, "проходной угол" Мармеладова, "сарай" Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - это темные, сырые "гробы". Обстановка комнат, удручающая нищета, царящая в них, расширяют понятие города-спрута, подчеркивают его противную человеческому естеству болезненную сущность. Отсюда основным цветом романа становится желтый цвет, который на страницах романа приобретает значение некого символа физического и нравственного нездоровья. Описание петербургских интерьеров органично входит в художественную ткань романа, помогает создать атмосферу затхлости и болезненности и подчеркивает противоестественность внутреннего мира героев. Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов" - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает героев романа на скандалы и преступления. Вопрос 2 Сатирические произведения Маяковского рождались под влиянием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение. Каково же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы сатирических произведений поэта? После 1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие: • мещанство - "О дряни", "Хулиган", "Даешь изящную жизнь", "Маруся отравилась", "Стабилизация быта", "Старое и новое" и др.; • бюрократизм-"Прозаседавшиеся", "Бюрократиада", "Бумажные ужасы", "Товарищ Иванов", "Баллада о бюрократе и робкоре" и др.; • капиталистическое окружение - "Как работает республика демократическая?", "Моя речь на Генуэзской конференции" и др. Сатирическое начало внутренне присуще творчеству Маяковского, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произведениям, но и лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей. Шарж, ирония, гипербола, пародия, юмор придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки. " Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается"( 1923) - так назвал он один из сборников своих стихов. Остановимся более подробно на стихотворении "О дряни". В этом стихотворении призыв к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во времена НЭПа . Уже в первых строках стихотворения ясно определена литературно-политическая цель поэта: он хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей, но и беспощадно бить по дряни. Кто же и что такое эта дрянь? Очень часто это - бюрократизм, чиновничья тупость; здесь - это мещанская пошлость, обывательский быт. Главные герои стихотворения - супружеская пара во время вечернего чаепития. Домашний "уют" с учетом современных "веяний". Он радуется прибавке к жалованью и намеревается завести себе "галифища", она мечтает о платье с эмблемой в виде серпа и молота, чтобы появляться на балах в Реввоенсовете. Вот и все. И казалось бы, о чем волноваться и на что гневаться? Не обычные ли это советские люди? Ведь и "галифища", и эмблема, и бал в Реввоенсовете, и портрет Маркса на стенке, и газета "Известия" на диване - явные признаки нового, советского быта. И даже жену муж называет не иначе, как "товарищ Надя". Но поэт видит и другое. За внешностью и оперением советских граждан он распознал "мурло мещанина", узнали сорвал маску с лица приспособившихся к советской жизни обывателей. Недаром же в стихотворении есть ряд деталей, которые характеризуют обстановку в доме как мещанскую, обывательскую: хозяин сидит "от самовара разморясь", а жена его собирается "фигурять в свете", на газете "Известия" греется котенок, а под потолком верещит "оголтелая канареица". Но особо поэт подчеркивает узость интересов и настроений. Все это, по мнению Маяковского, вещи не просто не допустимые, они опасны для дела революции: В 1922 году в "Известиях" было напечатано сатирическое стихотворение "Прозаседавшиеся". Стихотворение - своеобразный протест против бюрократии, чиновничества и волокитства. Маяковский использовал в этом стихотворении такие художественные приемы, как гипербола и гротеск. Для названия стихотворения Маяковский использовал неологизм. В самом стихотворении автор рисует бесконечную череду заседаний. Бюрократы заседают до двадцати раз в день, решая пустые вопросы, "разрываются" пополам,, и уже "людей половины" присутствуют одновременно на двух заседаниях сразу. Автор высказывает свое отношение к происходящему, как и вообще к бюрократизму: • гиперболизация; • гротеск; • использование фантастического и невозможного. Большинство сатирических стихотворений заканчивается жизнеутверждающе, каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества. Вопрос 3 Автор назвал свою пьесу комедией, но в ней сочетается смешное и серьезное, комическое и трагическое. В "Горе от ума" сосуществуют несколько литературных жанров: легкая классическая любовная комедия, близкая реализму сатирическая "комедия нравов", лирическая поэма, подчиняющаяся законам романтизма. В построении комедии нельзя не заметить черты классицизма: соблюдение в основном правил трех единств, наличие длинных монологов, "говорящие" фамилии, в основе любовный конфликт. Все это соответствует требованиям классической комедии. Но по своему содержанию комедия Грибоедова является произведением строго реалистическим и тяготеет к драме. Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства начала XIX века и воспроизвел ее как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода. Автор всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не является воплощением какого-то одного порока или добродетели, как требует классический жанр комедии. Герои Грибоедова -живые люди, наделенные свойственными им качествами. Грибоедов показал человека и как личность, обладающую особой индивидуальностью, и как нечто типичное, выросшее в определенных общественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова приобрели характер типического обобщения огромной силы. Поэтому имена героев стали нарицательными. Так, например, человека-подхалима, неискреннего называют "молчалиным", а грубого и невежественного - "скалозубом". Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важнейшую для писателя-драматурга задачу речевой характеристики героев, то есть индивидуализировал язык действующих лиц. В комедии Грибоедова каждый персонаж говорит свойственным ему живым разговорным языком, который отражает образовательный и культурный уровень героев, их род занятий и мировосприятие. Грибоедову удалось придать стиху комедии характер живой непринужденной беседы. А. С. Пушкин о языке комедии писал: "О стихах я не говорю -половина из них войдет в пословицу". Пьеса А. С. Грибоедова "Горе от ума" стала одной из первых реалистических комедий. Автор передает в ней дух своего времени, верно и многосторонне показывает основной конфликт, волновавший тогда русское общество, глубоко проникает в психологию героя-современника. Все это позволяет сделать вывод, что произведение А. С. Грибоедова носило новаторский характер, сочетая в себе признаки классической комедии и реалистической драмы. |