! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 24






Rambler's Top100

1) Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
2) Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого).
3) Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?

Вопрос 1
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Петербург - не фон, на котором происходит действие романа, а один из его героев, даже в какой-то степени, соучастник преступления.
    Образ создан писателем на основании его личных впечатлений. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры - не в богатых районах столицы, а на так называемых "серединных улицах", в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди "так и кишат". Герои Достоевского, как и сам автор, сторонятся "пушкинских" парадных кварталов.
    Основная черта, которой Достоевский наделяет город, - двойственность. Контрастом грязным и душным улицам, пыльным площадям, выступает величественная и прохладная Нева. Даже солнце в городе появляется только в момент заката, а днем его присутствие ощущается через необычную жару и духоту. Роман начинается с описания улиц Петербурга. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь..." "Нестерпимая вонь" и "страшная духота" постоянно сопровождают Раскольникова. Ощущение нехватки воздуха преследует героя и в его "каморке", и на улицах, и в тех домах, "комнатах-клетушках", где он оказывается. Духота становится олицетворением города, который, как спрут, жестоко и безжалостно поглощает душу человека. Город становится воплощением социального зла, порока, жестокости и насилия.
    Неслучайно сцены уличной жизни занимают столь значительное место в повествовании. Эта жизнь делает людей враждебно настроенными друг к другу, человеческие отношения теряют доверительный характер. Между людьми не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
    Описание улиц - лишь часть образа города. Интерьеры "петербургских углов" имеют не меньшее значение для раскрытия образа Петербурга. Каморка Раскольникова, "проходной угол" Мармеладова, "сарай" Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - это темные, сырые "гробы". Обстановка комнат, удручающая нищета, царящая в них, расширяют понятие города-спрута, подчеркивают его противную человеческому естеству болезненную сущность. Отсюда основным цветом романа становится желтый цвет, который на страницах романа приобретает значение некого символа физического и нравственного нездоровья. Описание петербургских интерьеров органично входит в художественную ткань романа, помогает создать атмосферу затхлости и болезненности и подчеркивает противоестественность внутреннего мира героев.
    Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов" - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает героев романа на скандалы и преступления.

Вопрос 2
Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого).

    Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.
    Сатирические произведения Маяковского рождались под влиянием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.
     Каково же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы сатирических произведений поэта?
    После 1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие:
    • мещанство - "О дряни", "Хулиган", "Даешь изящную жизнь", "Маруся отравилась", "Стабилизация быта", "Старое и новое" и др.;
    • бюрократизм-"Прозаседавшиеся", "Бюрократиада", "Бумажные ужасы", "Товарищ Иванов", "Баллада о бюрократе и робкоре" и др.;
    • капиталистическое окружение - "Как работает республика демократическая?", "Моя речь на Генуэзской конференции" и др.
    Сатирическое начало внутренне присуще творчеству Маяковского, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произведениям, но и лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей.
    Шарж, ирония, гипербола, пародия, юмор придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки. " Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается"( 1923) - так назвал он один из сборников своих стихов.
     Остановимся более подробно на стихотворении "О дряни". В этом стихотворении призыв к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во времена НЭПа .
    Уже в первых строках стихотворения ясно определена литературно-политическая цель поэта: он хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей, но и беспощадно бить по дряни. Кто же и что такое эта дрянь? Очень часто это - бюрократизм, чиновничья тупость; здесь - это мещанская пошлость, обывательский быт.
    Главные герои стихотворения - супружеская пара во время вечернего чаепития. Домашний "уют" с учетом современных "веяний". Он радуется прибавке к жалованью и намеревается завести себе "галифища", она мечтает о платье с эмблемой в виде серпа и молота, чтобы появляться на балах в Реввоенсовете. Вот и все. И казалось бы, о чем волноваться и на что гневаться? Не обычные ли это советские люди? Ведь и "галифища", и эмблема, и бал в Реввоенсовете, и портрет Маркса на стенке, и газета "Известия" на диване - явные признаки нового, советского быта. И даже жену муж называет не иначе, как "товарищ Надя". Но поэт видит и другое. За внешностью и оперением советских граждан он распознал "мурло мещанина", узнали сорвал маску с лица приспособившихся к советской жизни обывателей. Недаром же в стихотворении есть ряд деталей, которые характеризуют обстановку в доме как мещанскую, обывательскую: хозяин сидит "от самовара разморясь", а жена его собирается "фигурять в свете", на газете "Известия" греется котенок, а под потолком верещит "оголтелая канареица". Но особо поэт подчеркивает узость интересов и настроений. Все это, по мнению Маяковского, вещи не просто не допустимые, они опасны для дела революции:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
Разинул рот
Да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
Головы канарейкам сверните -
Чтоб коммунизм
Канарейками не был побит!"

    Поэт ненавидел все то, что называл мещанством. И не только ненавидел, но и постоянно предостерегал от той опасности, которую оно таят в себе. Мещанство для него такой же давний и ненавистный враг, каким оно было для Горького.
     В 1922 году в "Известиях" было напечатано сатирическое стихотворение "Прозаседавшиеся". Стихотворение - своеобразный протест против бюрократии, чиновничества и волокитства. Маяковский использовал в этом стихотворении такие художественные приемы, как гипербола и гротеск. Для названия стихотворения Маяковский использовал неологизм. В самом стихотворении автор рисует бесконечную череду заседаний. Бюрократы заседают до двадцати раз в день, решая пустые вопросы, "разрываются" пополам,, и уже "людей половины" присутствуют одновременно на двух заседаниях сразу. Автор высказывает свое отношение к происходящему, как и вообще к бюрократизму:

Мечтой встречаю рассвет ранний:
"О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

    Художественными "помощниками" Маяковского в создании сатирических произведений можно назвать следующие художественно-литературные приемы:
    • гиперболизация;
    • гротеск;
    • использование фантастического и невозможного.
    Большинство сатирических стихотворений заканчивается жизнеутверждающе, каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества.

Вопрос 3
Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?

    Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" имеет особое значение в развитии русской драмы.
     Автор назвал свою пьесу комедией, но в ней сочетается смешное и серьезное, комическое и трагическое. В "Горе от ума" сосуществуют несколько литературных жанров: легкая классическая любовная комедия, близкая реализму сатирическая "комедия нравов", лирическая поэма, подчиняющаяся законам романтизма.
    В построении комедии нельзя не заметить черты классицизма: соблюдение в основном правил трех единств, наличие длинных монологов, "говорящие" фамилии, в основе любовный конфликт. Все это соответствует требованиям классической комедии. Но по своему содержанию комедия Грибоедова является произведением строго реалистическим и тяготеет к драме.
    Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства начала XIX века и воспроизвел ее как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода.
    Автор всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не является воплощением какого-то одного порока или добродетели, как требует классический жанр комедии. Герои Грибоедова -живые люди, наделенные свойственными им качествами. Грибоедов показал человека и как личность, обладающую особой индивидуальностью, и как нечто типичное, выросшее в определенных общественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова приобрели характер типического обобщения огромной силы. Поэтому имена героев стали нарицательными. Так, например, человека-подхалима, неискреннего называют "молчалиным", а грубого и невежественного - "скалозубом".
    Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важнейшую для писателя-драматурга задачу речевой характеристики героев, то есть индивидуализировал язык действующих лиц. В комедии Грибоедова каждый персонаж говорит свойственным ему живым разговорным языком, который отражает образовательный и культурный уровень героев, их род занятий и мировосприятие. Грибоедову удалось придать стиху комедии характер живой непринужденной беседы. А. С. Пушкин о языке комедии писал: "О стихах я не говорю -половина из них войдет в пословицу".
    Пьеса А. С. Грибоедова "Горе от ума" стала одной из первых реалистических комедий. Автор передает в ней дух своего времени, верно и многосторонне показывает основной конфликт, волновавший тогда русское общество, глубоко проникает в психологию героя-современника. Все это позволяет сделать вывод, что произведение А. С. Грибоедова носило новаторский характер, сочетая в себе признаки классической комедии и реалистической драмы.

Используются технологии uCoz