! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 2






Rambler's Top100

1) Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2) Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого).
3) Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Вопрос 1
Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    «Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в самых разных качествах и проявлениях, в падении и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться - никогда», - пишет В. Непомнящий в 1994 году в книге «Лирика Пушкина». Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лирических произведениях поэта проявляется духовное богатство его внутреннего мира. Его лирика настолько многогранна и многожанрова, что, кажется, она охватывает весь творческий потенциал поэта. Все жанры представлены в творчестве поэта: оды, элегии, песни, романсы, эпиграммы, послания, сонеты и т. д. В то же время лирика Пушкина объединяет общечеловеческие ценности, является воплощением гуманности и красоты. Еще одной особенностью пушкинской лирики является ее тематическое многообразие. Но преобладающими в ней стали темы свободы, поэта и поэзии, любви и дружбы, патриотизма, философская проблематика.
    Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творчества. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).
    В «Разговоре книгопродавца с поэтом» поэт-романтик вступает в диалог с книгопродавцем. Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения на вопросы искусства. Книгопродавец становится носителем идеологии «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свободы нет». Поэт пытается, в свою очередь, сохранить бескорыстность, свободу творчества. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:

Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать...

    Таким образом, становится совершенно очевидным факт зависимости свободы творчества поэта от публики.
    В поисках защиты творческой свободы искусства от людской жестокости и пошлости А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам, а его стихотворения приобретают философское содержание.
    Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В основу стихотворения автором положена библейская легенда. Но содержание легенды Пушкин переосмысляет и излагает по-своему.
    Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого усталого путника:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...

    И если путник опустошен и лишен определенной цели (он "на перепутье"), он бессилен ("влачился"), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен ("явился"). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассматривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу носят осторожный бережный характер:

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он...
……………………………………………
Моих ушей коснулся он...

    Путник приобретает новые ощущения, у него рождается новое мировосприятие. Его зрение становится зорким, а слух сверхчувствительным. Герой стихотворения начинает испытывать страдания, так как "принимает" в себя весь мир, многозвучный и многогранный:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

    Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:

И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

    С какой же целью производит все эти болезненные превращения серафим? Какими качествами он хочет наделить будущего поэта? Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: "Глаголом жечь сердца людей...". Но за получение способности осуществлять столь важную миссию путнику придется отрешиться от трепетного чувства:

И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

    Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение пророка - не быть равнодушным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения "глаголом жги сердца людей" можно истолковать именно так: очищать мир " от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.
    Стихотворение "Эхо" написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.
    В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.
    Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построено как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом…
……………………………………………………
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских петухов...

    Сочетания звуков контрастны, но все они открыты и доступны поэту и обнаруживают его могущество, всеведение. Но связь с миром оказывается односторонней, так как мир не шлет отзыва на поэтическое эхо:

Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!

    Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.
    Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответственное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано видеть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на простых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.
    В сонете "Поэт" (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел...

    Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает "берега пустынных волн" - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые переполняют поэта.
    В стихотворении "Поэт, и толпа" А. С. Пушкин поднимает проблему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотворения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. "Толпа" в стихотворении названа поэтом "чернью". Но это не "простонародье", не "черный народ", это светская чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Именно они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить "петь" под их диктовку. "Чернь" ждет от поэта "смелых уроков":

Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки...

    Но толпа готова принимать "смелые уроки" не с целью меняться:

А мы послушаем тебя...

    Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворения цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:

Не для житейского волненья
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

    Утверждение красоты, божественного смысла, своего служения - так определяет свою позицию по вопросу о назначении поэта и поэзии А. С. Пушкин в 1828 году.
    В 1830 году А. С. Пушкин вновь обращается к теме поэта и поэзии. Он пишет сонет "Поэту". Поэт становится "царем", он должен жить один и ни от кого не зависеть:

Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

    "Свободный ум" - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.
    В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", который принято называть "Памятником".
    В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его "Памятник" в некоторой степени продолжает традиции Горация "Exigi monumentum" (то есть "Я воздвиг памятник"), Ломоносова и Державина.
    Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, нерукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Александра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является "непокорной" чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:

Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

    Кроме этого автор стихотворения берется утверждать, что настоящая поэзия приносит бессмертие, она преодолевает смерть:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит...

    В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоящему творчеству, свою поэзию он называет "заветная лира", придавая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным становится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре "…чувства добрые я лирой пробуждал". Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: "восславил я свободу". И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.
    Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотворения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной "веленью Божию", научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творческого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, исполнение воли Бога.
    Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит,, что "чувства добрые" возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, "встрепенется, как пробудившийся орел".

Вопрос 2
Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого).

    "Бунин с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии", - пишет Юлий Айхенвальд. И с этим трудно не согласиться. Действительно, мир прозы Бунина также удивительно гармоничен, как и поэтический мир. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни прекрасному.
    В своем творчестве писатель обращается к самым различным темам. В мир художественной литературы И. А. Бунин входит как автор произведений о русской деревне. В 1910-1913 г. вышли в свет повести редкой глубины: "Деревня", "Суходол", - целая серия удивительных рассказов. К Бунину пришла слава, а вокруг этих произведений развернулся жаркий спор.
    Удивительным и постоянным был интерес Бунина к тайным, сокрытым процессам в человеческой душе, незаметно для нее самой теряющей полноту чувств, полет мечты. "Чаша жизни", "Сын", "Отто Штейн", "Легкое дыхание", "Петлистые уши", "Сны Чанга" - перечень этих произведений трудно прервать, так как тема мира человеческих чувств и переживаний присутствует практически во всех произведениях Бунина.
    В середине 1910-х годов у писателя возникает интерес к совсем иной тематике - общемировые процессы, которые в ту пору имели самые мрачные прогнозы. Первую мировую войну писатель определил как "беспримерную катастрофу", сравнив её с начальными страницами Библии. "Господин из Сан-Франциско" (1915) своим миром вопиющей фальши, парадоксального человеческого эгоизма и близорукости должен был содействовать отрезвлению, хотя непосредственных откликов на войну не содержал.
    Уже первая фраза о выборе Господином (господин не имеет имени) маршрута для увеселительного круиза насыщена определенным смыслом. Автор представляет мораль богатых путешественников. Интересно понаблюдать за деталями. Корабль назван "Атлантидой", что, несомненно, вызывает ассоциацию с неизбежной гибелью. Разные "слои" плывущих располагаются на разных "уровнях жизни": блестящие салоны с одной стороны, и "адские" топки кочегарки с другой. Все это можно сравнить с моделью неправого разобщенного мира. Жалкой щепкой выглядит корабль над могучими, грозными глубинами океана. А движение "Атлантиды" по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина - символ бессмысленного перемещения в пространстве. Чувство надвигающейся катастрофы ясно читается в обычном описании.
    В рассказе Бунина мы видим как проявления зла бытового, социального, так и зла абсолютного, метафизического.
    Социальное зло предстает в рассказе в виде несправедливого буржуазного миропорядка, изображения неравенства людей. Это также и непоколебимая уверенность одних людей в том, что они вправе повелевать другими. Это и притворство многих людей, которые не просто живут, а лицедействуют, играют какую-нибудь роль, порой уже смертельно им надоевшую. И, наконец, социальное зло проявляется в том, что люди живут, подчинившись не естественному человеческому началу, а "логике вещей" - важнее всегда оказывается социальный статус человека, его место на социальной лестнице, а не его подлинная сущность.
    Но не только социальное неблагополучие оказывается в поле зрения автора. Все проблемы, обозначенные Буниным, можно назвать вечными, неустранимыми, они существуют в любом обществе, и социальное зло - лишь следствие зла вечного, космического, мирового. Космическое зло проявляется в вечности, неуничтожимое™ любого зла. Не случайно в рассказе в качестве параллели судьбе господина упоминание о римском императоре Нероне Тиберии: " На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей".
    Это зло не исчезло - оно возрождалось тысячи раз и возродилось в том же господине из Сан-Франциско. Космическое зло - это непонятность и враждебность человеку мировых стихий. Олицетворением мирового зла в рассказе является Дьявол, "громадный, как утес", следивший со скал за кораблем, - это символ темных, не подвластных разуму начал человеческой жизни. О борьбе за человеческие души Ф. М. Достоевский сказал так: " Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей".
    Рассказ о жизненном крахе самоуверенного "господина жизни" перерастает в лирически насыщенное размышление о связи человека и мира, о величии природного космоса и его неподвластности людским волям, о вечности и о непроницаемой тайне бытия.

Вопрос 3
Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

    Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла - вот о чем размышляет Ф. М. Достоевский на страницах своего романа "Преступление и наказание". Христианская идея о спасении и любви реализуется Достоевским в полной мере и оказывает сильнейшее воздействие на читателя.
    Раскольников несет в себе грех и гордыню. Причем, по замыслу автора, герой греховен не только совершенными поступками, но и затаенными помыслами.
    Переосмыслив теорию "сверхчеловека" и пропустив ее через себя, герой убивает старушку-процентщицу, ее сестру Лизавету. Но при этом он убивает и себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия - самые главные в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути.
    Страшная сатанинская сила, черт, преследует Раскольникова. В конце романа он скажет: "Черт меня вел на преступление". И все-таки автор дает своему герою возможность очищения через приобщение к вере, религии. Мотив молитвы в романе свойствен не только Раскольникову (после сна о лошади он молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.
    Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь воскрес именно на четвертый день. И Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу ("гроб" - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его.
    Соня пытается убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, она своим примером направляет его в веру.
    Позор и низость в Соне совмещаются с противоположными святыми чувствами, она оказывается духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни. Раскольников спросил Соню: "Так ты очень молишься богу-то, Соня?", и Соня, стиснув его руку, ответила: "Что же бы я без бога-то была?". "А тебе бог что за это делает?" - допытывался Раскольников. "Все делает!" - отвечала Соня. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убеждена в своей вере.
    Сцена чтения Евангелия показывает, насколько Раскольников и Соня нравственны. Это достаточно напряженный и интересный эпизод. Раскольников попросил Соню почитать про воскресение Лазаря. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, он настаивал. Раскольников в глубине души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя. Соня начала читать, сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресения - голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвкушении чуда воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверует так же, как верует она. Раскольников с волнением слушал и наблюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут. Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: "Пойдем вместе, если я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!"
    Чудо все-таки произошло, Раскольников понял, что оставаться по-прежнему не может, надо взять страдание на себя. Пример Сони был очень важен для Раскольникова, она укрепила его в отношении к жизни, к вере. Раскольников принял решение, и это был уже не тот Раскольников - мечущийся, колеблющийся, а просветленный, знающий, что делать. Воскресение Лазаря - это воскресение Раскольникова.
    Основная идея, которую автор проносит через весь роман: человек должен жить по-христиански, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры.

Используются технологии uCoz