! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 18






Rambler's Top100

1) Жизнь человека и мир природы в лирике А. А. Фета (на примере2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2) Изображение народного характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».
3) Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?

Вопрос 1
Жизнь человека и мир природы в лирике А. А. Фета (на примере2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    Художественное творчество есть самая изумительная, самая непостижимая, самая таинственная тайна.
                                                                                                                                                                          А. А. Фет.

    Стихотворения А. А. Фета - особая глава русской поэзии. Автор этой главы представляет окружающий мир прекрасным и гармоничным.
    "Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой", - писал известный критик А. В. Дружинин в своей статье - "Стихотворения А. А. Фета".
     Предметом искусства, по мнению Фета, должно быть прекрасное, а для возникновения поэтического произведения необходимы два условия: красота как реально существующий элемент мира и особая прозорливость изображающего ее "ум сердца": "Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит".
    Благодаря этой поэтической зоркости, весь окружающий мир представал перед Фетом прекрасным и гармоничным. "Целый мир от красоты", - утверждал поэт.
    Увлечение Фета пейзажной поэзией начинается с 1853 г. Видимо, здесь сыграло роль сближение с писателями круга "Современника", в особенности с И. С. Тургеневым.
    Исследователи художественного мастерства Тургенева справедливо отмечают, что "у Тургенева нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще; его флора и фауна всегда конкретны и определенны". Фет переносит эту же особенность в поэзию. Явления природы у него описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др. и каждая птица показана в ее своеобразии. Когда Фет пишет:

И слышу я, в изложине росистой
В полголоса скрипят коростели.
                           "Степь вечером"

- здесь в поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса, и даже каково значение услышанных звуков. Ведь в другом стихотворении "Жду я, тревогой объят" в непроглядной тьме ночи коростель "хрипло подругу позвал".
    Еще одной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление к фиксации изменений в природе. Наблюдения его в стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов. Вот, скажем, приметы поздней осени:

Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустию дыхания мороза;
Краснели по краям кленовые листы,
Горошек отцветал, и осыпалась роза.
Над мрачным ельником проснулася заря,
Но яркости ее не радовались птицы;
Однообразный свист лишь слышен снегиря,
Да раздражает писк насмешливой, синицы.

    У Фета природа - объект художественного восторга, эстетического наслаждения, Фетовский эстетизм, "преклонение перед чистой красотой", (горою ведет поэта к нарочитой красивости, даже к банальности. Можно отметить постоянное употребление таких эпитетов, как "волшебный", "нежный", "сладостный", "чудный", "ласкательный.-) и др. Этот узкий круг условно-поэтических эпитетов прилагается к широкому кругу явлений действительности.
    Говоря о пейзажной лирике Фета, нельзя не отметить, что новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму. Этот уклон впервые в русской поэзии, определенно проявился у Фета. Признак этого стиля - "стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах". Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет так и говорит: "Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление".
    А. А. Фет изображает внешний мир в том виде, какое ему придало его настроение. При всей правдивости и конкретности описания природы оно, прежде всего, служит выражением лирического чувства. Что такое природа в стихотворениях Фета? Все в ней - сумрачные осенние дни и первый весенний цветок, томительный среднерусский полдень и короткая северная ночь, плач комара и хриплый призыв коростеля - превращается под пером поэта в золото чарующего стиха. Поэт стремится передать жизнь природы в момент перехода ее из одного состояния в другое, запечатлеть мгновение этого перехода. Она дышит, она движется, она чувствует.
    Перечитаем стихотворение "В дымке-невидимке" (1873). В этом стихотворении нет ни неба, ни земли - а есть дымка-невидимка, нет воздуха - есть движение цветущего сада. И из этой туманной неопределенности перехода вечера в ночь как бы выглядывают конкретные детали: "Плачет старый камень, в пруд роняя слезы", "Уронила косы голова невольно". Последние строки-вопросы, уводя от конкретных картин, погружают нас в мир состояний и ощущений.
    О состояниях природы и ощущениях человека стихотворение "Шепот, робкое дыханье...", которое можно назвать символом фетовской поэзии. Это стихотворение написано Фетом в годы военной службы и было напечатано во втором номере журнала "Москвитянин" 1850 года:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

    Стихотворение о любви, о встрече влюбленных. Только любовное свидание окутано какой-то "полупрозрачной завесой", каким-то таинственным полумраком. Это один из тех случаев, когда, по словам автора, поэт "не подымает окончательно завесы перед зрителем, предоставляя ему возможность глядеть сквозь дымку". Что-то заставляет перечитывать это стихотворение вновь и вновь. Может быть, завораживающая "размытость", а может, необычность и незавершенность композиции. Поражает "безглагольность" поэтического текста. Это не технический эксперимент автора, а особенность стихотворения о "музыке любви".
    Все стихотворение - одна фраза, все ее части - назывные предложения, и, тем не менее, оно полно движения, потому что картины, вспыхивая мгновениями, сменяют друг друга, льются одним потоком, почти без пауз, через запятую. И если в начале мы слышим трели соловья - птицы ночи и видим "серебро сонного ручья" и "ночные тени", то в конце всем миром завладеет заря. Стихотворение читается на одном дыхании: как пред началом пения делается глубокий вдох и лишь в конце - выдох. Здесь нет логической последовательности, так как Фет сумел выразить огонь крови, дрожь сердца, волнение и нарастание страсти: "Шепот, робкое дыханье..." -так, пока еще робко говорит о себе зарождающееся чувство. "Ряд волшебных изменений милого лица", - может, состояние природы меняет облик лирического героя? Или изменилось состояние его души? Ответы на эти вопросы мы находим в последних строках: "И лобзания, и слезы, \\ И заря, заря!.."
    Многоточие в последнем предложении дает ощущение незавершенности, а само стихотворение рождает состояние бесконечности, перерождение лирического героя длится от заката до рассвета, но сколько звуков, цветов, чувств таит в себе эта ночь. Фет играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной мелодией. В этом и есть мастерство истинного поэта, сумевшего объединить в лирическом стихотворении жизнь природы и состояние человека.
    А. А. Фет по-своему увидел красоту явлений жизни и сумел передать ее с помощью различных средств поэтического языка: олицетворения "сонный ручей", эпитетов "волшебные изменения", метафор "бледный блеск", "тени без конца". При всем разнообразии художественных средств стихотворение "Шепот, робкое дыханье..." выдержано в одной тональности. Оно, как и многие стихи Фета, очень музыкально. Недаром великий композитор П. Й. Чайковский называл Фета музыкантом.
    Такое милое, певуче, ласковое стихотворение. А сколько вокруг него было споров! Одни говорили: лирика чистой воды. Другие не понимали, как можно в пору общественных потрясений (50-е - 60-е годы XIX века) слагать такие безмятежные строки и воспевать "трели соловья". Третьи писали едкие эпиграммы и пародии, высмеивающие Фета. Но наряду с критикой, существовала и позитивная оценка этого стихотворения. К числу его ценителей относился Ф. М. Достоевский, который назвал стихотворение "Шёпот, робкое дыханье..." "памятником совершенства поэзии и языка", возбуждающим ' "эстетический восторг и чувство красоты".
    Поэт считал, что предметом искусства должно быть прекрасное: красота, которая "разлита по всему мирозданию", любовь, "которая, как связующее начало, разлита во всей природе", сокровенные моменты созвучия космической и душевной жизни, творения искусства. Всем этим и "дышит поэзия Фета. Его лирика слишком необычна, причудлива и утончена, она полна недомолвок, недоговоренности оттого, что автор считает себя бессильным словами передать смутные, трудноуловимые впечатления.
     Поэзия А. А. Фета всегда современна, потому что красота, природа, любовь - вечны и "нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться".

Вопрос 2
Изображение народного характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».

    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы при таких обстоятельствах - в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбия.
    Произведение "Матренин двор" написано о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. В ее внешности есть что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир. Осуждаемая, непонятая в том, что не такая, как все. "В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!.."
    На долю старухи Матрены выпало "много обид, много несправедливостей". Но она не обижается на мир, который относится к ней несправедливо. Говорит она с "лучезарной улыбкой", доброжелательно, с "теплым мурчанием". Солженицын выносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии, кротости Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины души Матрены - она была "в ладах с совестью своей". Об этом образе Солженицын пишет: "Есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники..."
    Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно работа спасает ее от антигуманного мира. Она несет "просветление", возвращает "доброе расположение духа". Даже в моменты физической слабости "дела звали" Матрену "к жизни". Так жила она: "зимой салазки на себе, летом вязанки на себе".
    По Солженицыну, естественны для народного характера независимость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она не могла никому ни в чем отказать. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие. Матрена искренно радовалась за людей. Она не была при этом аскетом - просто прекрасно понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ. Матрена "не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не .гналась за нарядами". Все это Матрена считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде в погоне за материальным благом, за заработком.
    У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше автор раскрывает тяготы ее жизни. И в то же время в ней нет сверхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским рассуждениям. Но сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".
    Солженицын упоминает "праведника" в рассказе "Матренин двор" не случайно. Это может с какой-то стороны относится ко всем положительным героям. Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было. И в то же время оставались борцами - борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит "...посреди неба" изба праведницы Матрены.

Вопрос 3
Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?

    Замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы, зародился у М. Ю. Лермонтова еще в 1830-1831 годах. В одной из заметок времени мы читаем: " Написать записки молодого монаха 17 лет. - С детства он в монастыре... Страстная душа томится. Идеалы.." И только в 1837 году после встречи в Мцхете со стариком-монахом, который рассказал поэту историю своей жизни, Лермонтову удалось осуществить этот замысел.
    Тема поэмы "Мцыри" - изображение сильной личности юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой ему монастырской среды. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и человек, жаждущий познания и мечтающий о доме. Мцыри - эмоциональная, страстная натура. Его сознание пробудилось, но не имеет пищи. Желание "взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы" -движет героем и заставляет его совершить побег из монастыря.
    Жить для героя поэмы - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить. Жизнью в своей исповеди Мцыри называет три дня, проведенные им за стенами монастыря: он любовался женщиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому. Душа Мцыри переполнена стремлением найти родной дом, вернуться на родину. Для Мцыри потерянный и обретенный рай Родины дороже рая монастырских молитв. Для героя возвращение на утраченную отчизну сопоставимо с возвращением к первозданному безгрешному состоянию. Но попытка Мцыри обречена на провал. Ему не удалось одержать победу над судьбой.
    Лермонтов в финале поэмы делает открытие о высшей свободе. Герой не случайно возвращается к монастырским стенам. Ворота, ведущие в монастырь, открывают герою дорогу в "небесную отчизну", куда он уходит, не вынеся земных испытаний, неспособный жить "скучными песнями земли".

Используются технологии uCoz