! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 4






Rambler's Top100

1) Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2) Образ дна и проблема нравственного выбора человека в пьесе М.Горького «На дне».
3) Чем объясняется пассивность Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

Вопрос 1
Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    Особое место в лирике Пушкина занимает тема любви.
    "И жизнь, и слезы, и любовь..." Так разнообразны чувства, о которых пишет А. С. Пушкин в своих стихотворениях о любви. Действительно, понимание и отношение к этому удивительному состоянию человеческой души у поэта в разные периоды его жизни было неодинаковым. Да, наверное, это можно и понять, и объяснить.
    В лицейской лирике Пушкина любовь предстает как одухотворяющее страдание. В стихотворении "Желание" он пишет:

Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя?

    Мотив любовных радостей и утех, нескромных желаний сменяется в 1816 - 1817 годах мотивами разочарования, любовной печали, уныния.
    В период южной ссылки любовь ассоциируется у поэта со стихией жизни, природы, уподобляется вдохновению творчества. В 1820 году на юге была написана элегия "Погасло дневное светило...". В этом стихотворении романтическое разочарование наполнено гуманным содержанием. Прекрасная человеческая душа под влиянием воспоминаний о прошлом волнуется, "кипит" и "замирает", бросается от движения к мертвому покою, а затем вновь к движению. Волнению моря вторит состояние души лирического героя. Это волнение передается своеобразным повторением строки-рефрена:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

    А. С. Пушкин говорит о том, что "глубоких ран любви ничто не излечило" - всегда будет помниться то, что по-настоящему истинно, что будет ранить, но жить в воспоминаниях.
    Замечательное послание "К морю" написано в 1824 году. На первый взгляд, это стихотворение о свободе. Но, оказывается, что свобода - не самая главная человеческая ценность. Любовь сильнее: Могучей страстью очарован, У берегов остался я...
    Чары этой любви лишают героя возможности ответить на "зов" моря-друга. Это стихотворение о могучей привязанности одного человека к другому, о близкой душе, которую не могут заменить все блага мира.
    1825 год ознаменован написанием двух прекрасных стихотворений о любви - "Сожженное письмо" и "К***" ("Я помню чудное мгновенье"). Оба эти произведения представляют любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.
    Стихотворение "К***" - послание. Многие видят в нем выражение отношений А. С. Пушкина и А. П. Керн. Но увлечение А. П. Керн послужило для поэта своеобразным толчком, поводом для создания произведения, в котором он обобщил свои взгляды на любовь.
    Это стихотворение - гимн красоте любви. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии А. С. Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания с духовным обликом человека. Странным кажется на первый взгляд, что у Пушкина образ героини свободен: "голос нежный", "милые" и "небесные черты" - вот она, героиня стихотворения, совершенный образ женской красоты.
    Трудно не заметить особенности построения стихотворения: трехчастность произведения. Оно распадается на равные части (каждая по две строфы), соответствующие первому знакомству, годам разлуки и новой встрече с А. П. Керн.
    Сравним начальную и заключительную строфы стихотворения. В каждой строке - нежность и восхищение. Через все стихотворение проходит мысль о женском идеале. Если в начале стихотворения это "гений чистой красоты", то в конце, композиционно завершая произведение, звучит:

И божество, и вдохновение,
И жизнь, и слезы, и любовь.

    В памяти остаются слова, из которых соткано "чудное мгновение", образ любимой.
    Обратимся к сюжету пушкинского стихотворения: в нем жизнь поэта, его судьба, источник вдохновения. "Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты..." (первая встреча А. С. Пушкина с А. Керн), "в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суета. .."(годы жизни в Петербурге), "шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты..." (Южная ссылка), "в глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои..." (Михайловское). Гениальность Пушкина состоит в том, что ему понадобилось всего несколько строк, чтобы сказать о пережитом за многие годы.
    Мастерство поэта, как мне кажется, кроется и в создании идеала женственности, которому непременно хочется следовать. А еще нести в себе нежность, тайну, любовь - все то, что дает силу и "вдохновенье".
    В 1829 году после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой А. С. Пушкин отправляется на Кавказ. Но и здесь все окружающее пронизано памятью об оставленной возлюбленной. Так появляется стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла". В нем печаль поэта не имеет ничего тягостного, мучительного:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой...

    Воспоминания рождаются на фоне романтического пейзажа: возвышенная природа Грузии, шум реки. Любовь в этом стихотворении - это потребность и высшее проявление человеческого чувства. Сердце героя "горит" и "любит", потому что это его естественное состояние. Свет этого огня делает звучание стихотворения не только оптимистическим, но и жизнеутверждающим.
    Нельзя не остановиться и еще на одном стихотворении поэта, которое называется по первой строчке "Я вас любил". Это стихотворение обращено к Анне Олениной, петербургскому увлечению поэта. В этом стихотворении поэт открывает всю глубину и тайну любви:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

    Чувство любви еще живет в душе героя, но он не хочет причинять боль и страдание возлюбленной, не найдя ответа на свои чувства в ее сердце. Нет ни упреков, ни мольбы, нет попыток вызвать к себе жалость или сочувствие. Поэт просто прощается со своей возлюбленной:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

    В последних строчках этого стихотворения звучит столько душевной силы, так трогательно пожелание испытать настоящую любовь.
    Пушкину удалось в таком маленьком стихотворении подняться до огромной высоты понимания истинности любви человеческой, той любви, которая умеет прощать, которая не знает упреков и обвинений, которую отличает благородство и бескорыстие. Это та любовь, о которой мечтает каждый смертный. Это любовь, дающая силы и поднимающая человека.
    Вершиной любовной лирики поэта можно считать стихи, посвященные его жене Наталье Гончаровой. В сонете "Мадонна" Пушкин воспевает свою избранницу, называя ее "чистейшей прелести чистейший образец". Поэт восхищается, прежде всего, чистотой души Натальи Гончаровой. В этом стихотворении поэт говорит о божественном смысле семейного счастья.
    На протяжении всего своего творчества Пушкин менял представление о любви, Его лирический герой проходит путь - от любви-страдания до любви - самопожертвования, которая лишь одна способна сделать человека, поистине счастливым.
    Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А. С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что "чувства добрые" возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, "встрепенется, как пробудившийся орел".

Вопрос 2
Образ дна и проблема нравственного выбора человека в пьесе М.Горького «На дне».

    Одно из самых ярких и сильных драматических произведений Горького начала 1900-х годов XX столетия - пьеса "На дне". Герои пьесы, люди самого различного характера и социального положения, оказались в подвале, похожем на пещеру или даже тюрьму. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и вор Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своем былом успехе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.
    Судьба обитателей "дна" - грозный обвинительный акт против существующей действительности. Горький не дает подробного описания жизненного пути героев пьесы, но и те черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают его замысел.
    В немногих словах рисуется жизненная судьба Анны, которая' никогда досыта не ела, "всю жизнь мою дрожала..., мучилась...как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила...всю мою несчастную жизнь..."
    И у рабочего Клеща доля тяжела: "Работы нет...силы нет! Вот -правда! Издыхать надо...".
    Предметом изображения в драме Горького становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны, изуродованы жизнью.
    Среди героев ночлежки есть такие, кто ищет в человеке противостоящие уродливой действительности душевные силы. Эти силы, рожденные больным воображением фантазии, оказываются несостоятельными, подчас смешными. Но само по себе желание найти прекрасное, возвышенное в жизни удивительно одухотворяет нищенскую действительность. Автор не скрывает своей чуткости к смятенным мечтам Насти (жажда подлинной любви), Наташи (разрушить, изменить нудную реальность), Актера (возвращение утраченного дара, таланта), Татарина (надо честно жить). О тайных идеалах все эти люди говорят редко, сбивчиво, с трудом подыскивают слова. Между тем принципы их поведения обусловлены представлениями о добре и красоте.
    Представлен автором и другой тип характеров. В чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились с положением "босяков", откровенно занимаются шулерством, цинично издеваются над несчастьями и чудачествами ближних, равнодушны к преступлениям. Но Горький вкладывает в их уста верные и глубокие суждения о . жизни. Автору дороги эти персонажи проницательностью, смелостью суждений, какой-то затаенной, выраженной даже в песне тоской по воле и правде. Основное противоречие этих героев - природный ум, обреченный на бездействие.
    Главное обвинение автора адресовано героям, неспособным найти в себе силы противопоставить свою волю действительности. Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь теплый отклик находит Лука в сердцах ночлежников: ведь он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятельствами и вовсе не склонен винить самих героев в неудавшейся жизни. Как улей, начинает гудеть давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Почти каждый ее житель получает опасную игрушку - ложную надежду на спасение. Так "лечит" угасающие души Лука. И мысль о попытке как-то изменить обстоятельства не приходит в голову ни Луке, ни ночлежникам. Поэтому столь драматично переживают герои уход Луки: надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима внешняя поддержка.
    Образ Луки, созданный М. Горьким на страницах пьесы "На дне", заставляет задуматься об истинном и ложном представлении о гуманизме. А ещё наводит на размышления о возможности человеческого счастья: не может быть человек счастлив, пока он несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Но человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек.
    По мысли писателя, пассивная идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить, как это случилось с Настей, с Анной, с Актером.
    Каждый из последних трех актов пьесы заканчивается смертью: Анна, Костылев, Актер. В финале второго действия Сатин кричит: "Мертвецы - не слышат!, Мертвецы не чувствуют... Кричи... реви... Мертвецы не слышат!" Прозябание в ночлежке автор сравнивает со смертью. Обитатели "дна" так же глухи, слепы, как покойники. Движение драмы Горького связано с пробуждением "живых трупов", их слуха, эмоций. В четвертом действии происходят сложные процессы в сонной душе, и люди начинают слышать, чувствовать, что-то понимать. Именно здесь таится главный смысл пьесы.

Вопрос 3
Чем объясняется пассивность Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

    На этот вопрос можно дать короткий ответ. Полководец Кутузов понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из предыдущих войн. Но такой ответ требует дополнительных пояснений.
    В романе "Война и мир" Л. Н. Толстой поднимает проблему роли личности в истории. Выразителем своих взглядов писатель делает Кутузова.
    Кутузов изображен в романе как человек, который обладает большим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствием . полководца скрывается громадное волевое напряжение.
    Для ведения народной войны, какой была война 1812 года, нужен был именно такой полководец. При этом, изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей, воли и чувства, Толстой создает образ живого человека. Мы видим портрет героя, его фигуру, походку, жесты, мимику, его глаз, светящийся приятной ласковой улыбкой, слышим его речь, разнообразную лексически, всегда грамотную и уместную.
    Толстой пишет о Кутузове: "Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти".
    Эту характеристику можно дополнить словами князя Андрея: ".. .он все выслушает, запомнит. Все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, - и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое...".
    Основу взглядов автора составляет сознание, что творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности (герои) и что всякие рационалистически построенные теории и планы, как бы хороши они ни казались, - ничто пред той силой, которой является настроение, дух масс. Народ в изображении Толстого - решающая сила истории. Поэтому победа над Наполеоном рассматривается автором как результат патриотических усилий народных масс. По мнению Толстого, а его мысли выражает в романе Кутузов, руководить этим процессом невозможно. Вот почему Кутузов пассивен во время Бородинского сражения.

Используются технологии uCoz