! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 5






Rambler's Top100

1) Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2) Тема борьбы добра и зла в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого).
3) Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

Вопрос 1
Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    Размышления о закономерностях бытия, о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, о вере и безверии - эти философские проблемы пронизывают многие лирические произведения А. С. Пушкина. Свобода, любовь, дружба, история, искусство, природа - высшие философские ценности для поэта. Можно просто перечислить наиболее известные стихотворения поэта, посвященные философским размышлениям: "Бесы", "Вакхическая песня", "Безумных лет угасшее веселье...", "Пора, мой друг, пора...", "Осень", "Вновь я посетил...", - чтобы понять, насколько глубоко и многогранно раскрывает поэт эту тему в своем творчестве.
    В стихотворении "Безверие", которое было написано в 1817 году к выпускному экзамену, автор рассуждает о том, что страх смерти, ощущение одиночества, беспокойство души - неизбежная плата гордого человека за отказ от веры. Причину этого тягостного состояния души поэт объясняет охлажденностью сердца: "Ум ищет божества, а - 1дце не находит".
    В стихотворении "Демон" (1823) анализируются истоки и причины жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают молодого человека в период его вступления в жизнь. Стихотворение отличается особым драматизмом, что можно объяснить глубоким душевным кризисом поэта в начале 1820-х годов. Поэт находится в ссылке, и, несмотря на красоту южной природы и близость друзей, он чувствует себя бессильным решать собственную судьбу. Лирический герой стихотворения ощущает, что его душу порабощают, некая злая сила лишает его чувств. "Злобный гений // Стал тайно навещать" поэта и внушать ему мрачные мысли о свободе, любви и дружбе:

Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел -
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

    Демон, названный в стихотворении "злобным гением" сеет в душе лирического героя сомнения и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожности всего окружающего:

Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.

    Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту, искусство, вдохновение, любовь, свободу. Но для поэтического мира Пушкина эти ценности имеют большое значение, поэтому он не соглашается с тем, что отрицание этих ценностей может стать истиной, которая открывается человеку, вступающему в жизнь.
    Тема Демона получит свое дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока.
    Ощущением таинственности пронизано стихотворение "Бесы" (1830). Это стихотворение отличает фольклорный, сказочный колорит. Бесы - олицетворение зла и вместе с тем - страдающие существа. В стихотворении поэт связывает существование бесов с первозданным хаосом, который в любой момент может возродиться и уничтожить гармонию и устроенность привычного бытия. Присутствие бесов вызывает страх у лирического героя. А финал стихотворения явно окрашен мистическими красками:

Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине.
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

    "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье...") и стихотворение "Воспоминание" имеют сходную форму - лирический монолог-исповедь. Мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям, объединяет содержание этих произведений.
    В стихотворении "Воспоминание" лирический герой одинок, мир окружает его тишиной и мраком. Герой подводит итоги собственной жизни Воспоминание, становится суровым судьей, муки совести обрекают героя почти на физические страдания. Пока человек не преодолеет собственные заблуждения, не искупит страданием совершенного греха, его будут преследовать страшные мучения. И все же лирический герой находит в себе силы помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддержали его на жизненном пути.
    В "Элегии" лирический герой принимает жизнь, несмотря на все ее испытания:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обльюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

    Поэт верит в возможность счастья, полноту жизни, среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека.
    Стихотворение "Пора, мой друг, пора..." написано в 1834 году. В первых строчках поэт констатирует факт необратимости жизненного процесса:

Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия...

    Но это не терзает душу мудрого поэта. Он сделал открытие, которое заключается в том, что:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

    Не стоит искать счастья, как удовлетворения всех желаний. Счастье состоит в преодолении метаний души, сосредоточенности на себе самом, собственном внутреннем "я", самых близких людях.
    В 1830-е годы в поэзии Пушкина появляется еще один мотив -мотив "дома" души. Размышления о таком "доме души" мы находим в стихотворении "Осень" (1833). Осень в творчестве А. С. Пушкина - совершенно особое время года:

И с каждой осенью я расцветаю вновь...

    Пушкин называет осень любимым временем года. В этом стихотворении осень - время слияния всех начал бытия. В ней переплетается несовместимое: уныние и красота ("Унылая пора! Очей очарованье!"), жизнь и смерть ("Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится").
    Круговорот времен года дан автором в этом стихотворении, но это не только годовой цикл, здесь можно увидеть и круг времени: человек не должен бояться старости и смерти, потому что это начало новой жизни.
    С посещением поэтом Михайловского связано стихотворение "Вновь я посетил...". Воспоминание рождает у поэта не только сожаление об утраченных годах, протекшей молодости, оно возвращает Пушкина в прошлое, к его семье, родным и близким:

Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.

    Особое звучание в этом контексте приобретает рассказ о двух семьях: "семье" сосен и человеческой семье из трех поколений. Обычная человеческая семья из трех поколений имеет великий смысл, потому что только продолжение рода позволит избежать смерти и забвения.
    Моральная ответственность человека за свою жизнь, за все, что он несет миру и людям, становится важной философской истиной, открытой Пушкиным в его стихах.

Вопрос 2
Тема борьбы добра и зла в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого).

    Герои произведений Михаила Булгакова помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Проблемы нравственного выбора, ответственности и наказания, борьбы добра со злом становятся главными в романе "Мастер и Маргарита".
    "Евангельские" главы романа занимают особое место в композиции и содержании, в них автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор, ведущий или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности.
    "В белом плаще с кровавым подбоем" появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат осознает, что Иешуа не виновен. Но Михаил Булгаков показывает зависимость прокуратора от государства, герой не имеет права руководствоваться нравственными принципами. Понтий Пилат - сильный человек, и он понимает, что может хорошо жить и преуспевать, только оставаясь рабом и слугой кесаря. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, он восклицает: "Погибли!" Это означает, что о гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. НО В споре между Понтием Пилатом и Иешуа об истине и добре, побеждает последний, потому что он идет на смерть, но не отказывается от свои убеждений, оставаясь истинно свободным.
    Иешуа у Булгакова - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный, но он - воплощение чистой идеи, провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Он утверждает "царство истины и справедливости", где не будет "власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти". Иешуа верит в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что "царство истины" обязательно наступит.
    В романе Михаила Булгакова Иешуа - прообраз Христа, но это не Богочеловек, а тот, кто знает и несет истину. Он проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви, милосердию.
    На страницах булгаковского романа появляется и другой персонаж - Сатана-Воланд со своей свитой, которому окружающий мир открыт без прикрас, и этот иронический взгляд Воланда на окружающее близок автору. Воланд вглядывается в людей и окружающий мир, стараясь выявить в них несовершенное. Он и его свита высмеивают, уничтожают все то, что отступилось от добра, развратилось, утратило высокие идеалы, живет в обмане и лицемерии. Всего на три дня Воланд и свита остаются в Москве, но именно их присутствие помогает увидеть человека в его истинном свете, со всеми пороками и недостатками:
    "Они - люди как люди. Любят деньга, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги. Ну, легкомысленны... ну что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...".
    Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но разве можно считать, что в романе порок наказан? Перемены - мнимые: Именно сцены с участием Воланда и его свиты заставляют читателя задуматься над вопросом: можно ли изменить этот мир? На этот вопрос автор отвечает, рассказывая нам историю Мастера и Маргариты.
    Поведение Мастера и Маргариты определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую истину, создавая роман об Иешуа и Понтий Пилате. Читая этот роман Мастера, мы понимаем, почему "рукописи не горят". Мастер в своем романе вернул человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. Но Мастер не герой, он лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства, от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает его.
    Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она преодолевает обстоятельства жизни, собственный страх во имя веры талант Мастера и спасение их любви: "Я погибаю вместе с тобой".
    Она идет на самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Маргарита сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами.
    Роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" - размышления над тем, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам добра и красоты. По мнению автора, человек несет ответственность за все добро и зло, которые совершаются на земле.

Вопрос 3
Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

    Катерина - центральный персонаж пьесы А. Н. Островского "Гроза". По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала после замужества. Исключительность и своеобразие характера героини делают ее непохожей ни на один из представленных драматургом женских образов.
    Варвара и Катерина, как может показаться на первый взгляд, похожи. Обе молодые женщины, влюблены и мечтают о счастье. Но воспитание и образ жизни внесли различия в их характер и отношения к окружающему миру.
    Катерина - натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, Катерина рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Обстановка в родительском доме, радостная и легкая, способствовала тому, что в характере Катерины нет ничего лживого, она искренна. Сложный внутренний мир героини складывается под влиянием заботы матери, которая в дочке "души не чаяла", на девушку оказывают влияние посещение церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок.
    Катерина обладает страстной и пылкой душой: "Такая уж я зародилась горячая!" - говорит она о себе. Ее характер можно определить как сильный и решительный: "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой". В этом вся Катерина.
    Варвара совсем иная. Обстановка, в которой воспитывалась и росла Варвара отличалась, видимо, деспотизмом матери (Кабанихи), отношения в семье строились в строгом соответствии с Домостроем. Все это и научило Варвару приспосабливаться к условиям жизни, если ей это выгодно: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было". Варвара может обманывать и притворяться, что-то готова стерпеть, хотя иногда я показывает свой характер.
    Именно эти различия и объясняют тот факт; что Катерина не смогла скрыть свой грех и покаялась и перед Тихоном, и перед людьми, и перед Богом. И нам очень трудно представить, что на такой поступок могла бы решиться Варвара.

Используются технологии uCoz