! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 17






Rambler's Top100

1) Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов».
2) Тема творчества в лирике Б. Л. Пастернака (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3) Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Вопрос 1
Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов».

    Женские образы в романе "Обломов" даны автором с целью раскрыть характер главного героя. Одной из центральных тем романа становится тема любви. Прежде всего, она раскрывается через взаимоотношения Ильи Обломова и Ольги Ильинской.
    Для Обломова Ольга - путеводная звезда, ангел-хранитель.
    Какая же она Ольга Ильинская? Ольга - умная, гордая, самолюбивая и деятельная натура. По словам А. Н. Добролюбова, она гармонично совмещает в себе "сердце и волю", сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума. Глубина чувств и женственность сделала Ольгу одним из самых гармонических и светлых образов в русской литературе XIX века. Ольга может любить безоглядно и безумно. Для нее любовь - один из способов двигаться вперед. Она ждет, что и ее избранник, Обломов, тоже будет преодолевать любые препятствия для достижения счастья. Но герой стремится к покою, который Ольга воспринимает как проявление его лени и апатии.
    Автор испытывает героиню любовью. Пройдя через это испытание, она становится проницательнее, взрослее. Штольц, встретив ее за границей, не понимает: "Где она брала уроки жизни?".
     Оба героя, Ольга и Обломов, проходят все стадии любви: зарождение, развитие, высшее напряжение и затухание. Любовь превратилась в долг, "делалась строже, взыскательней". В том, что любовь не сложилась счастливо, есть вина обоих героев. С одной стороны, бездействие Обломова. Хотя герой и любит искренне, он испытывает глубокие сомнения по поводу своих возможностей сделать Ольгу счастливой.
    С другой стороны, нельзя не видеть, что Ольга относится к любви, как к некому долгу, она стремится пронести это чувство через всю жизнь. Отсюда складывается ощущение, что любовь для Ольги становится "миссией" - спасти Обломова от апатии и лени. Героиня сравнивает себя с врачом, призванным спасти тяжелобольного. Обломов интуитивно понимает, что материнскую любовь, нежность, которые составляли его идеал, в чувствах Ольги нет. Героиня требует от него самопожертвования, на которое Обломов не способен.
    Полной противоположностью Ольги Ильинской является Агафья Матвеевна Пшеницына. Эта героиня берет на себя все заботы об Обломове. Ее чувства к Обломову представляют собой своеобразное самоотречение во имя любимого человека.
    В сравнений двух женских образов, в их понимании любви есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархальная Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова.

Вопрос 2
Тема творчества в лирике Б. Л. Пастернака (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    В стихотворении "Быть знаменитым некрасиво" Б. Пастернак отвечает на вопрос, в чем заключается назначение поэзии:

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
            "Быть знаменитым некрасиво"

    Самоотдача - вот слово, которое дает ключ к пониманию творчества Пастернаком. Сам поэт писал не потому, что стремился к известности, славе, всенародному признанию, а потому, что поэзия - крик его души, способ самовыражения. Значимость художника определяется не количеством им написанного, а его честностью и силой отзвука в сердцах читателей. Пастернак умел добиться этого отзвука. Став лауреатом Нобелевской премии, он писал:

Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

    Для того чтобы заставить читателя плакать, нужно быть гением. Творчество Пастернака не оставляет читателя равнодушным. В противовес всем обстоятельствам, созданным тоталитарным государством, обрекающим на молчание и творческую гибель не только Пастернака, но многих его современников, поэзия осталась жить. Творчество Пастернака оказалось выше запретов и гонений. Это может означать только одно: поэт верно понимал свое предназначение и делал то, что считал правильным.
    Вспомним стихотворения "Так начинают. Года в два...", "Определение поэзии", "Поэзия". Особенно интересно и необычно второе из упомянутых стихотворений. В нем бросается в глаза мнимая произвольность определений поэзии: кажется, что подбор слов обусловлен не смысловой, а, скорее, звуковой близостью. Действительно, на первый взгляд, странный ряд: свист, щелканье льдинок, ночь, поединок соловьев:

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист
Это - двух соловьев поединок
                         "Определение поэзии"

    Мир, раздробленный на такие несхожие составляющие, все же представляет собой необыкновенную цельность, единство всего сущего. Все предметы связаны между собой, превращаются один в другой. В этом романтическом стихотворении неожиданным оказывается финал-вселенная глуха к поэзии. Но главное не в этом, а в том, что поэзия - есть, и она воплощение и единство всего, что только существует на свете. Близко к "Определению поэзии" и другое стихотворение - "Поэзия". Даже названия их сходны. ВО втором стихотворении тоже дается в некотором смысле определение: поэзия не есть нечто искусственное, надуманное, противостоящее жизни, это часть жизни, составляющая человеческого бытия. Поэт умеет находить лирическое начало в самых обыденных вещах и мыслях, которые на деле оказываются не такими уж и обыденными.
    Вспомним одно из ранних стихотворений Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать...". Оно построено на уподоблении природных явлений и поэтического вдохновения, начала творчества. Творчество становится прямым продолжением весенних процессов в природе, причем стихийность написания стихов так же естественна, как ливень и ветер:

И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

    Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней - наше право на бессмертие: "А в рифмах умирает рок". В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит "миров разноголосица". Поэзия имеет своим истоком саму жизнь -во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, поэзия есть непреходящее чудо и является "и творчеством, и чудотворством". Поэзия творит "образ мира в слове явленный". Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование - в этом его нравственная задача, в этом - утверждение принципов добра и красоты.
    Искусство и простота - тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов. И потому в стихотворении "Волны" он решает раз и навсегда определить характер и пределы поэтической простоты. Поэзии доступно особое знание, она находится в родстве "со всем, что есть", она знается "с будущим в быту", и потому мир для нее предстает в первозданной его простоте. Однако поэт не имеет права выносить эту правду в ее чистом виде, он должен создать мир более сложный: простота в этом случае, наверное, похожа на эссенцию, которая должна быть разбавлена, чтобы ее можно было использовать:

Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.

В родстве со всем, что есть, уверяясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.
                            "Волны". 1931

    Фигура поэта неоднократно предстает перед нами в творчестве Пастернака. Нередко он обращается в своих стихах к образам художников прошлого и современности: Шекспир, Пушкин, Блок, Маяковский, Шопен, Мейерхольд - вот герои его произведений и их адресаты. У поэта особая судьба. Поэтами действительно рождаются, это дар, данный судьбой. Поэт есть такое же явление природы, как деревья, как море. Пастернак в какой-то степени романтизирует судьбу художника. Особенно это чувствуется в цикле "Темы и акации", неназванным героем которого стал один из поэтических кумиров автора, Пушкин. Герой дан у Пастернака скорее как тип, общий образец судьбы художника. Он есть стихия самой жизни, стихия природная - автор обращается к пушкинскому образу моря, соединяя в нем одновременно "стихию свободной стихии с свободной стихией стиха". В поэтическом призвании равно заключены и свобода, и подчинение, поэтому в стихах появляется, наряду с образом свободной стихии моря, образ пустыни - где, как известно, был вручен герою пушкинского "Пророка" дар "глаголом жечь сердца людей".
    Поэт вынужден платить за свой гений, платить отказом от частного "я". Но при этом мир поэзии Пастернака не знает таких трагедий выбора между призванием и личной жизнью, как, к примеру, у Маяковского, которому приходилось наступать "на горло собственной песне". Мир уравновешен по своей сути - иначе он просто не смог бы существовать, поэтому автор говорит о трагическом противопоставлении поэта и действительности. Конфликт, конечно, присутствует, но не в таких предельных формах, как у многих собратьев по творчеству. Более того, герой Пастернака не снимает часть вины за него и с себя:

Я послан Богом мучить
Себя, родных и тех,-
Которых мучать грех.

    Применительно к личности художника автор употребляет определения, которые вряд ли бы показались уместными кому-либо еще: поэт - заложник и должник, раб; он - в плену и в долгу перед жизнью:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.

    Судьба поэта потому полна испытаний и тягот: "...строчки с кровью - убивают, // Нахлынут горлом и убьют!"
    Целью творчества Пастернак считает самовыражение, самоотдачу. Его не прельщает просто людская слава: поэт должен творить так, чтобы завоевать любовь пространства. Мир этот ждет труда художника так же, как труда пахаря. Поэт должен исполнить свое предназначение на земле, несмотря ни на что: судьбой за него продуман распорядок действий, и он не вправе отказаться играть свою роль.
    Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического предназначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах. Он во всем пытался "дойти до самой сути", он был требователен к себе, к своему мастерству: известно, что он тщательно и подолгу редактировал свои произведения. Талантливый человек не должен возвышаться над толпой, "но быть живым, живым и только". В этом - высшее предначертание поэта.

Вопрос 3
Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

    Финал романа "Евгений Онегин" необычен - он открыт. Это позволяет читателю самому домыслить дальнейшие судьбы героев. Человеческая жизнь имеет не только закономерности , она подвержена случайностям, которые могут резко изменить привычный ход событий. Жизнь и судьба - проблема, которая волнует Пушкина на протяжении многих лет. Этот вопрос автор ставит и в романе "Евгений Онегин".
    Подумаем над финальной сценой романа. Поэт намеренно оставил своего героя в минуту "злую для него... Надолго... навсегда". Так в чем же смысл такого конца? Не в том ли, что герой так и не нашел себя, что он все еще на распутье?
    Перелистаем восьмую главу романа. Онегин приехал в Петербург уже не тем человеком, каким уезжал из него (первая глава), и не тем, каким был в деревне. Он многое пережил. Острее стал его конфликт с обществом: герой потрясен чувством, перевернувшим всю его "ленивую душу". Изменилась и Татьяна: она уже не та доверчивая девочка, какой была в начале романа. Жизнь, трагические события, через которые пришлось пройти героине, ранили ее, однако не изменили ее нравственных принципов, которые она раз и навсегда приняла. Нравственная сила искренности, простота, верность возвышают Татьяну. Татьяна отвергает Онегина не потому, что она перестала его любить, а потому что осталась верна своим взглядам на жизнь, своим идеалам. Евгений Онегин , находясь в зависимости от традиций светского общества, пройдя через испытание любовью, стоит на перепутье, не определившись в своих дальнейших целях. Счастье взаимной любви было невозможно для героев тогда, в деревне, невозможно оно и сейчас.
    Все перечисленные особенности говорят о сложнейшей философии жизни, которую вложил в свой роман А. С. Пушкин.

Используются технологии uCoz