! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 6






Rambler's Top100

1) Образ Печорина и тема поколения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2) Тема страшного мира в лирике А. А. Блока (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3) Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)

Вопрос 1
Образ Печорина и тема поколения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    "Герой нашего времени" - произведение сложное по замыслу и решению темы. Его принято определять как первый русский реалистический психологический роман в прозе. А по определению В. Г. Белинского - этот роман "представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии... и единстве героя".
    В предисловии к "Журналу Печорина" Лермонтов пишет: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...".
    Роман "Герой нашего времени" состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Объединяет все эти повести в нечто цельное - главный герой, Печорин. Если изложить сюжетную линию романа, сохраняя хронологическую последовательность жизни Печорина, то история главного героя должна быть рассказана автором следующим образом. Бывший гвардейский офицер, Печорин, за что-то переведенный на Кавказ, едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случается та история, о которой рассказано в повести "Тамань". Отсюда он переезжает в Пятигорск ("Княжна Мери"). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказанные в повестях "Бэла" и "Фаталист". Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается последний раз с Максимом Максимовичем ("Максим Максимыч").
    Лермонтов нарушает этот порядок повестей и располагает их в следующем порядке: "Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист".
    Такое композиционное решение помогает автору решить одну из самых главных задач - шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. Кроме этого, в каждой повести автор меняет рассказчиков. В "Бэле" Печорин дается в восприятии Максима Максимыча -простого, цельного по своей натуре армейского штабс-капитана, плохо разбирающегося в душевной сложности Печорина. В "Максим Мак-симыче" мы уже не только слышим рассказ о Печорине, мы видим его. О нем нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор повести, который стоит с Печориным на одном социально-культурном уровне. Он сам рисует внешность Печорина; на наших глазах происходит встреча Печорина с Максимом Максимычем. А последние три повести входят в "Журнал Печорина", который представляет собой дневниковые записи, перед читателем самые искренние размышления и рассказ героя о себе и своей жизни. Печорин подчеркивает, что является самому себе строгим судьей и "беспощадно выставляет наружу собственные слабости и пороки".
    Какой же он, главный герой романа?
    Печорин отличается глубоким умом, сильными страстями и стальной волей. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относится к самому себе. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно.
    Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по собственному определению, - "нравственный калека". Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.
    Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности" отражающей, как у всех людей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Эта противоречивость Печорина раскрывается в романе со всей полнотой через взаимоотношения с другими персонажами. По определению Лермонтова, в этом состоит "болезнь" поколения того времени.
    "Целая моя жизнь, - указывает сам Печорин, - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку". В чем же они проявляются?
    Во-первых, в его- отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, который живет "из любопытства", с другой - в нем огромная жажда жизни, деятельности.
    Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: "Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия". Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, "какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко".
    Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он далее, - подчинить моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?"
    Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, "как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск".
    Вот эти противоречия и не дают возможность Печорину быть счастливым. Вся история его жизни - это перечень несчастий, которые он приносит другим людям. Черкешенка Бэла, познавшая счастье быть любимой, познает и горечь разочарования, так как Печорин лишен способности испытывать какие-либо чувства долгое время. "Честные контрабандисты" после встречи с Печориным вынуждены изменить свое "обжитое место". Княжна Мери -трудный путь пришлось преодолеть душе этой девушки - от ненависти к любви, а затем Печорин пытается вернуть чувства Мери в начальное состояние, то есть своим отказом он вновь заставляет себя возненавидеть. Да и сам герой страдает не меньше. В своей исповеди Мери Печорин обвиняет общество в том, что он сделался "нравственным калекой". Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, о противоречии между его человеческой сущностью и существованием. Доктору Вернеру он признается: "Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...". Жить для Печорина, а именно такова функция первого человека, - "быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов...". Интереснее узнать, каков же в Печорине второй человек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В "Журнале Печорина" раскрывается характер как бы "изнутри", в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, его самооценка.
    Мир героев романа предстает как система образов, в центре которой находится Печорин, и его личность во всех противоречиях вырисовывается из картины отношений, Е которые он вступает с окружающими. Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен.
    Грушницкий - типичный представитель "нашего времени": позер, любит пышные фразы и мечтает стать героем романа. Притязания Грушницкого приводят его к трагедии: он становится предателем, вступает в грязную игру, в итоге которой погибает. Нравственный урок, который дается автором, состоит в том, что предательство, начинаясь с самой малой и незначительной уступки своей совести, рано или поздно приводит к душевной, а затем и к физической гибели.
    Драматизм взаимоотношений Печорина и Вернера состоит в несостоявшейся дружбе. Оба героя похожи: интеллектуально и по взглядам на жизнь. Однако, защищаясь от века, Печорин и Вернер скрывают свою способность любить и сострадать, учатся равнодушию и эгоизму. И Печорин, и Вернер панически боятся нормальных человеческих чувств- Они несут на себе крест своей эпохи, подавляющей в людях все человеческое, становясь свидетелями жизни, но не её участниками.
    "Герои нашего времени" - роман о самореализации личности, путях нравственных исканий, об ответственности личности перед людьми и своим собственным "я". Попытки автора приблизить своего героя к людям, найти для него некое гармоническое равновесие в отношениях с ними оказываются не состоятельными. Глубина пропасти между героем и другими людьми оказывается непреодолимой. Печорин, опережая свое время, исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества. А, следовательно, главной проблемой романа можно назвать несоответствие мировосприятия Печорина условиям его жизни. Отсюда вытекают все другие проблемы - непонимание героя в светском обществе:
      - проблема одиночества и озлобленности;
      - поиск ответа на вопрос: "Для чего я жил".
    "Герой нашего времени" - это грустная дума о нашем поколении", - писал В. Г. Белинский. Сам же автор в предисловии к роману пояснял: "Герой нашего времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения". Лучше Лермонтова, пожалуй, уже и нельзя объяснить смысл названия и основную проблему романа. Писатель создает образ главного героя не как предмет для подражания, не как идеал, а рисует обобщенный портрет своего современника, выбирая наиболее яркие и характерные черты. И можно предположить, что, выбирая такое название, автор хотел, чтобы читатель задумался над тем, что "героем" своего времени становятся неслучайно, "герой" будет именно таким, какого заслуживает это время.

Вопрос 2
Тема страшного мира в лирике А. А. Блока (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    Предвестием грозных потрясений, неслыханных перемен, невиданных мятежей проникнута вся дореволюционная поэзия Блока.
    Бурный общественный подъем в начале XX века, грозные события первой русской революции отразились в поэзии Блока по-своему. Зыбкие и туманные иносказания уступают место глубоким раздумьям о том, что происходит в реальной жизни.
    Теперь все больше привлекают его видения, возникающие на фоне пестрой суетливой жизни большого капиталистического города -Петербурга. Свое понимание этой новой жизни он воплощает, по его собственному выражению, "в формах крика, безумий и часто мучительных диссонансов".
    Петербург в тогдашнем восприятии и изображении Блока превращается в арену "странных и ужасных" происшествий. Этот город "жуткий" и "демонический", населен порой фантастическими персонажами - "черными человечками", "пьяными красными карликами". Но все это внешнее изображение не могло скрыть того реального, что становилось сутью Петербурга- ощущение капиталистического города со всеми его социальными и бытовыми контрастами как жестокого и опасного мира, в котором человеку жить трудно, неуютно, страшно.
    Рабочим кабинетом А. Блока станет город - петербургские площади и улицы. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Лирический герой этого периода творчества Блока окажется в мире, который назовет "страшным миром". Он будет жить, подчинив свою судьбу законам этой новой жизни. В конце 1903 года, будет написано, стихотворение "Фабрика", которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Из "жолтых окон", "недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине", идущих на фабрику. Это хозяева жизни и "измученные спины" угнетенного народа.
    Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: "И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели". В этом стихотворении в обобщенной форме переданы мысли поэта о социальной несправедливости, царящей в мире.
    В годы первой русской революции поэт пишет стихотворение "Сытые". Для характеристики хозяев и заправил пошатнувшегося старого мира он нашел такие бичующие, грубые слова, которые никогда раньше не встречались в его поэтической речи:

Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
                              "Сытые". 10 ноября 1905

    Помимо стихотворения "Сытые" откликом на события первой революции стали стихотворения: "Барка жизни встала...", "Шли на приступ прямо в грудь...", "Митинг", "Вися над городом всемирным...".
    Поражение первой русской революции, годы реакции усилили трагические мотивы в творчестве Блока. Чувство тревоги, смятения, а нередко тоски и отчаяния все сильнее и острее звучат в его стихах. "Страшный мир" - так назван Блоком один из циклов того времени. Жизнь в своем круговороте лишена цели и смысла, и в хмельном угаре поэт хочет излить свою тоску. Так появляются стихи "Незнакомка", "В ресторане", "Я пригвожден к трактирной стойке..."
    Картины бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении "Незнакомка": "пьяные окрики", "испытанные остряки" в котелках, пыль переулков, "сонные лакеи", "пьяницы с глазами кроликов" - вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. Лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

    Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит "берег очарованный и очарованную даль", то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину:

Я знаю: истина в вине.

    Блок сталкивает "высокое" и "низкое", создает картины волшебных видений на фоне самой серой и скучной повседневности: чем низменнее и вульгарнее Окружающая поэта обстановка, тем выше и прекраснее его свободная мечта, тем безграничнее его воображение:

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручентолько мне!

    Существование в этом мире, где человек обречен на "голодную и больную неволю", - это лишь жалкое подобие настоящей жизни, и это подобие можно только презирать, ненавидеть и проклинать. Вот почему, то время Блок определяет как "страшный мир".

Вопрос 3
Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)

    Не позднее 1863 года Н. А. Некрасов начал работу над главным творением своей жизни, поэмой "Кому на Руси жить хорошо?", и продолжал её вплоть до трагической кончины в 1877 году. Сестра поэта А. А. Буткевич в одном из писем в 1878 году писала: "Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" была любимым детищем брата; он часто во время болезни вспоминал о ней и ещё незадолго до смерти сказал: "Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму". Почему автор так переживал тот факт, что не успеет закончить свою поэму? Ответ можно найти только в том случае, если понять, какую сверхзадачу ставил Некрасов перед собой.
    Знание народной жизни, умение проникнуть в народный характер, отразить мироощущение и мировоззрение простого человека, способность передать народное видение мира и осмыслить происходящее народным языком - всё это подталкивало Некрасова к написанию эпического произведения, охватывающего все многообразие социального и нравственного бытия народа. Главный вопрос, вынесенный в заголовок поэмы: кому на Руси жить хорошо, может быть перефразирован и переосмыслен по-другому - кого можно назвать счастливым или есть ли счастливые среди русских людей, то есть существует ли возможность счастья на Руси.
    Автор поэмы следует фольклорным традициям: здесь можно найти и сказочный зачин, и многократность повторения одного и того же действия, вопроса и т. п. Читатель увидит в поэме и говорящую пташку, и скатерть-самобранку, и богатыря. Да и главная проблема поэмы, в принципе, ни что иное, как вечный вопрос всех сказок -вопрос о торжестве справедливости, победе добра над злом.
    Именно поэтому семеро мужиков, герои поэмы, отправляются в странствие по просторам земли русской в поисках счастливых людей. Поскольку сами мужики всегда жили впроголодь, работали от зари до зари на барина и практически ничего не имели, их представление о счастье сводятся к следующему: "покой, богатство, честь". Как рефрен повторяются эти слова в поэме перед встречей героев с представителями различных социальных слоев: поп, помещик. Разве могут быть какие-нибудь другие понятия у жителей деревень - Зал-латаво, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неур-жайка? Счастливо, по мнению мужиков, должны жить помещики и чиновники, попы и купцы, вельможные бояре и цари, но, странствуя по Руси, они открывают для себя нечто новое, о чем даже и думать не могли: оказывается, "покой, богатство, честь" вовсе не являются основой для счастливой жизни.
    Поп, который первым встречается мужикам, очень убедительно доказывает им, что его жизнь нельзя назвать счастливой. В самом деле, какой попу покой, если в любое время дня и ночи он вынужден идти к умирающему или больному, на крещение или венчание. И уважение к попу у прихожан не так много, а уж о достатке поп и говорить не хочет - не стало житья привольного попу после отмены крепостного права, поскольку богатые помещики перевелись, а "крестьянин сам нуждается и рад бы дать да нечего".
    Мужики с надеждой ждут ответа помещика, счастлив ли он? Но ответ помещика Оболта-Оболдуева, жалующегося мужикам на свою разбитую жизнь, не оставляет никаких сомнений. В прошлом его род был известен, знатен и богат. "...Жили мы, как у Христа за пазухой. И знали мы почет", - вспоминает помещик. Но после отмены крепостного права, всё рухнуло: "разобран по кирпичику красивый дом помещичий", "обширный сад помещичий... под топором крестьянина весь лег", "поля - недоработаны, посевы - недосеяны, порядку нет следа!" -от такого описания возникает только уныние и грусть, и никакого счастья.
    После двух неудачных встреч мужики, разочарованные отрицательными ответами, отправляются на "ярмонку" с надеждой там встретить человека, который может назвать себя счастливым. И действительно, здесь, на сельской ярмарке, у людей уже совсем другие представления о счастье - для уволенного дьячка - это "благодуше-ство"; старая старуха всем готова рассказать о своем счастье - необыкновенно крупной брюкве; солдат называет себя счастливым, потому что остался жив после двадцати сражений; а каменотес гордится своей огромной силой, и даже слуга князя Шереметьева хвалится своим счастьем - он любимый раб своего господина. За рассказ о счастье мужики-правдоискатели наливают по стаканчику, только выслушав рассказы, наливают они не всем, потому что мерилом счастья теперь для них становятся совсем другие критерии: тяга к жизни, к родной земле, умение трудиться, но только добровольно.
    И все-таки мужики, а вслед за ними и читатель, понимают, что это ещё не есть счастье, и по-настоящему счастливых людей они ещё не встретили.
    Имена "счастливчиков" называют мужикам такие же крестьяне, как и они сами. Люди все видят и многое понимают, они считают счастливыми тех, кто умеет выстоять под тяготами жизни, не сломаться, не потерять свое человеческое достоинство.
    Савелий-богатырь - "клейменый, да не раб" - его представляет Матрена Тимофеевна, да и она сама, прозванная в народе "губернаторшей" тоже стоит в ряду счастливых. А счастливыми их называют потому, что они не сломались под ударами судьбы. Матрена Тимофеевна выносит всё: попреки мужниной родни, страшную смерть ребенка, неурожайные годы, голод, холод, рекрутчину мужа. И несмотря ни на что, сумела эта женщина сохранить чуткое сердце и отзывчивую душу. Не в этом ли счастье?
    Ещё счастливым называют Ермилу Гирина. Этот человек, способный воспринимать чужую боль, как свою собственную, человек, имеющий обостренное чувство справедливости, любящий и понимающий людей. Однажды он оступился - пошел против своей совести, чтобы уберечь своего брата от призыва на военную службу. Но не смог он жить с этим грехом, едва не повесился. Просил прощения перед всем миром. Люди поняли, простили, потому что поверили в искренность раскаяния, потому что поняли, что Гирин - редкий человек. .Один замечательный случай подтверждает необычность этого человека. Это история о том, как Ермил покупал мельницу. В трудную минуту помогли Ермиле простые люди, а Ермил никого не обманул - всем вернул долг, копеечка в копеечку. И счастье Ермила в том величайшем доверии, которое оказал ему народ. Только не смогли мужики встретиться с Ермилой, так как в данный момент он находится в остроге. Видимо, место для счастливых на Руси - в тюрьме.
    А заканчивается поэма рассказом о Грише Добросклонове. И здесь мы уже видим позицию автора, его представление о счастье. Гриша Добросклонов, человек, готовый всю свою жизнь посвятить людям. Счастье "родной вахлачйны", взрастившей его, - вот цель его жизни: "...лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка". Трудный путь выбрал для себя Добросклонов. На этом пути его ждут "чахотка и Сибирь", но это дорога честная, одолеть её может только человек с сильной, "любвеобильной" душой.
    Глеб Успенский знакомит читателей с планами Некрасова о том, чем должна была закончиться поэма: "Не найдя на Руси счастливо-. го, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням. Деревни эти смежны, стоят близко друг от друга, и от каждой идет дорожка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, "подпоясанного лычком", и с ним за чаркой узнают, кому жить хорошо... Пьяному". В сущности, это был бы не только приговор тем, кто довел народ до такого состояния, но и неизбежное согласие с ещё одним героем поэмы Павлушей Веретенниковым, который сказал:

Умны крестьяне русские;
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, канавы валятся -
Обидно поглядеть!

    С точкой зрения своего героя не согласен автор. Н. А. Некрасов считал, что счастье должно быть. А народ обретет его тогда, когда научиться "быть гражданином".

Используются технологии uCoz