! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 22






Rambler's Top100

1) Герои и проблематика сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).
2) Философские мотивы лирики С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3) В чем смысл противопоставления Петра Первого и бедного Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?

Вопрос 1
Герои и проблематика сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).

    Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина является книга "Сказки". В нее вошло 32 произведения. Эту книгу, безусловно, можно назвать самым ярким и наиболее популярным творением великого сатирика. Написание целой книги сказок можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, автор овладел жанром сказки и виртуозно владеет всеми художественными приемами этого жанра. Во-вторых, сказочная фантастика в какой-то мере служит средством художественной маскировки наиболее острых социальных и идейно-политических проблем. И наконец, доступность формы широкому кругу читателей позволило автору расширить круг читательской аудитории!
    При создании сказок писатель использует типичные для сатирического произведения приемы: фантастика, гипербола, иносказание (аллегория), сближение обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира.
    Остановимся на сказке "Медведь на воеводстве". Сказка напоминает по содержанию "Историю одного города". Тема сказки - высмеивание царя, министров, губернаторов, но царские сановники представлены автором в образе медведей, которые устанавливают свои порядки в лесной чаще.
    В сказке выведены трое Топтыгиных. Каждый из героев по-своему отличается на воеводстве. Перед правителями стоит задача -добиться полного подчинения, а значит, и порядка. Топтыгин Первый усмирял "внутренних врагов" разного рода злодействами, например, "срамными" (чижика съел). А Топтыгин Второй покорности добивается устрашениями "блестящими" (погром над мужиками учинил). Топтыгин Третий отличается от своих предшественников добродушным нравом. Он ограничивает свою деятельность только соблюдением "исстари заведенного порядка", довольствовался злодействами "натуральными". Но и при Топтыгине Третьем лес не меняет своего облика. "И днем, и ночью он гремел миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие - победный клик". Такой порядок вещей продолжался многие годы. Но вот терпение мужиков кончилось и они расправились с Топтыгиным Третьим. Да и с предыдущими Топтыгиными они расправлялись аналогично.
    Писатель подводит читателя к мысли о том, что смена одного воеводы, злого и жестокого, другим, либеральным и мягким, не сможет изменить ситуации. Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении воевод Топтыгиных вообще. В сказке содержится вывод о необходимости свержения самодержавия как антинародной и деспотической форме государственной власти.
    Сказка "Медведь на воеводстве" при жизни писателя не была допущена цензурой к опубликованию, но она распространялась в русских и зарубежных нелегальных изданиях.

Вопрос 2
Философские мотивы лирики С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    Все лирические произведения С. А. Есенина можно назвать философскими. Пониманию философских взглядов поэта может помочь его статья "Ключи Марии". Сергей Есенин считает, что мертвого не существует, все и вся имеют душу, а значит, наделены способностью чувствовать и переживать.
    В центре внимания поэта личность и ее связь с миром, отношения между человеком, обществом и природой.
    В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но и людские драмы нередко сравнивает с переживаниями растений и животных.
    Нельзя не заметить, что вместе с природой в начале своего творчества поэт прославляет патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной Руси.
    В стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная" (1914) Есенин создает особый образ деревни. В стихотворении явно звучат мотивы любви и преданности поэта родному краю, присутствуют философские размышления о прошлом, настоящем и будущем. В свой поэтический мир Есенин вводит библейские образы. Поэт задерживает свое внимание на хатах, где "в ризах образа", на' низеньких околицах, на. "кротком Спасе" в деревенских церквах. Лирического героя он сравнивает с богомольцем. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бросаются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, окруженные крапивой заборы. Среди этой обстановки поэт разворачивает панораму событий деревенской жизни. Есенину приятно слышать девичий смех, "звонкий, как сережки", видеть на лугах "веселый пляс", чувствовать бесконечность родимых просторов ("Не видать конца и края - только синь сосет глаза"). Все это рождает преданную сыновнюю любовь.
    Это стихотворение относится к периоду творчества поэта, который можно назвать периодом "двойного зрения". Мировоззрение поэта приобретает в этот период мифопоэтический, христианско-языческий характер. Бог, деревенский пейзаж и родина сливаются воедино, природа воспринимается как божественный храм, а Родина становится дороже, чем рай:

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"

    Стихотворение "Край любимый! Сердцу снятся...." тоже написано в 1914 году. В нем Есенин так рассказывает о природе, что мы чувствуем: он сливается с нею: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных", - говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно "край любимый". А в нем - все прекрасно: резеда, "риза кашки", вызванивающие ивы, болото, которое "курит", даже "гарь в небесном коромысле". Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу. В нем все принимает поэт и всему готов отдать душу. Некоторым диссонансом звучат последние строчки:

Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть...

    Но это лишь подтверждает одну из особенностей творчества Есенина -. многогранность и диалектичность, выражающую сложность души лирического героя.
    Таким образом, необходимо отметить, что природа является для Есенина не только как тема, образ, мир, но и как способ раскрытия наиболее важных в его творчестве тем: родина, жизнь и смерть, любовь и ненависть и другие философские проблемы.

Вопрос 3
В чем смысл противопоставления Петра Первого и бедного Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?

    Поэма "Медный всадник" написана А. С. Пушкиным в 1833 году. В ней нашло отражение современное Пушкину событие - наводнение 1824 года. В поэме нет традиционного деления героев на главных и второстепенных, и рядом с героической темой Петра звучит другая тема - тема "маленьких людей", городской бедноты, их радостей и страданий. В таком смешении персонажей заключен важный идейный смысл: судьба обычного человека оценивается в исторической перспективе.
    Петр I - герой поэмы. Это государь-преобразователь, он символизирует новую Россию. В поэме его образ и образ Медного всадника совпадают. Вздыбленный конь готов перенести через темные воды непокорной Невы своего гордого всадника. Этот образ передает характер царя-реформатора и его реформ. Петр I не коня поднимает на дыбы, а всю Россию. В своем порыве он забывает обо всем, он смотрит только далеко вперед и не замечает того, что здесь, рядом с ним.
    А рядом с Великим царем оказываются простые смертные люди, которые по его воле и желанию стали заложниками стихии. Другим героем поэмы является Евгений - мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода Его жизнь проста и незамысловата. Только про-стые житейские радости скрашивают течение дней его жизни, где каждый следующий день похож на предыдущий. И только одна мечта, одно светлое пятно есть в череде этих дней - его возлюбленная Параша, которая живет на Васильевском острове в небольшом домике вместе с мамой. Но наводнение 1824 года разрушает не только дома и набережные, разбушевавшаяся стихия разрушает мир грез Евгения. Страшное наводнение застает героя на берегу Невы. Чтобы уберечься от потоков воды, смывающих все на своем пути, Евгений ищет высокое место и сам не помнит, как оказывается на площади рядом с памятником Петру I. Теперь они рядом и вместе одинаково равны перед силами бушующей воды. Евгений с ужасом и восторгом наблюдает за происходящим, наверное, такие же чувства мог испытывать и творец великого города. Вода постепенно спадает, и первые мысли Евгения о Параше, он стремится на другой берег, на остров к милому домику. Но ужас охватывает героя при виде картины разрушения - нет маленького домика на берегу, его не пожалела вода, он смыт, вода забрала и Парашу, и ее мать.
    Горе, отчаяние сменяются ожесточением. Не помня себя, Евгений возвращается к тому месту, где пережидал наводнение, то есть к памятнику Петру. Но теперь совсем другие чувства переполняют, душу героя. Он почти обезумел от горя. В нем живут только боль утраты и ужас пережитого. Он ищет виновника произошедшего. Поднимает взгляд и видит над собой Великого Петра, гордого, сильного. И Евгений вдруг понимает, что именно царь виноват во всем, что произошло. Страшные слова обвинения и угроз вырываются из уст героя, и эти слова он обращает к царю.
    Столкновение двух неравных сил представлено Пушкиным в поэме: с одной стороны силы природы. И сродни этим стихийным силам сила Царя, сумевшего подчинить себе всю Россию, заставившего считаться с Россией другие страны и государства. А с другой стороны сила чувств "маленького человека", у которого в жизни нет ничего, или даже если что-то есть - возлюбленная, надежда на простое, обыкновенное человеческое счастье, - то это все может быть разрушено в одно мгновение силами природы или самодержца, потому что никто никогда не будет думать о простом человеке.
    По сравнению с грандиозными планами и идеями Петра мечты Евгения ничтожны. Но Пушкин далек от мысли, что его герой убог и нищ духовно. Напротив, стремление к личному счастью вполне естественно и закономерно. В изображении Пушкина Евгений -честный, стремящийся к независимости, он мечтает "себе доставить И независимость и честь". Более того, нельзя не отметить, что Евгений - мыслящий человек. Он понимает, что виновником гибели его счастья является "кумир на бронзовом коне".
    После наводнения меняется отношения Евгения к Петру, да и сам образ Великого преобразователя тоже меняется:

Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!..

    Евгений видит перед собой ужасного, грозного, беспощадного царя. Статуя как бы оживает. Против Медного всадника, который теперь олицетворяет собой твердыню самодержавной власти, восстает Евгений:

...Ужо тебе!

    Медный всадник и Евгений воплощают трагические противоречия истории, в которой государственные и личные интересы сосуществуют в противостоянии.

Используются технологии uCoz