! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 16






Rambler's Top100

1) Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2) Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).
3) Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

Вопрос 1
Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    Главный герой творчества Некрасова- народ, крестьянство. Поэт с присущей ему искренностью, силой, исчерпывающей полнотой и ясностью изображает думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости крестьянства. Удивительное знание деревенского быта, любовь к народу, проникновение в его внутренний мир отличают поэзию Некрасова.
    Такие стихотворения, как: "В деревне", "Забытая деревня", "Деревенские новости", "Несжатая полоса", "Крестьянские дети", "В полном разгаре страда деревенская" и многие другие - рассказывают о жизни крестьянства, раскрывая ее разные стороны. "На уме у тебя мужики", - говорил Некрасов о своей музе.
    В стихотворении "В деревне" главная героиня - крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь ее беспросветно тяжела, и, "кабы только не грех", она готова наложить на себя руки. В стихотворении "Орина, мать солдатская" поэт продолжает рассказ о тяжелой доле женщины-крестьянки. В основе стихотворения - быль. Некрасов вспоминал: "Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь. Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить". Горе женщины в том, что ее единственный сын, замученный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер:

Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился.
...................................................
Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка!

    Жестокая казарменная жизнь, бессмысленная муштра сгубила, довела до чахотки богатыря. Даже в бреду умирающий не может преодолеть страх, который поселился в его сердце от жестокого, бесчеловечного отношения к солдатам:

Вдруг метнулся... смотрит жалобно...
Повалился - плачет, кается,
Крякнул: "Ваше благородие!
Ваше!..." Вижу - задыхается...
............................................................
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!..

    Такими словами заключает автор рассказ Орины.
    Нашли отражение в творчестве Некрасова и детские впечатления, связанные с.увиденным на Волге тяжелым трудом бурлаков. Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с детства', ребенком он слышал их Песни-стоны, и услышанное и увиденное оставило неизгладимый след в его душе. В стихотворении "На Волге" Некрасов описывает то, что не смог забыть:

Почти пригнувши головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки...

    Труд бурлака был настолько тяжелым, что смерть им казалась желанной избавительницей:

Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще.

    Не меньшее сострадание испытывает Некрасов к судьбе детей. В стихотворении "Плач детей" поэт показывает тяжелый труд детей на фабрике. Эти маленькие каторжники не знают отдыха и счастья. Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа:

Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит,
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит-гудит-гудит!

    Образы "деревенских русских людей" входят также в известное стихотворение Некрасова "Размышления у парадного подъезда". Стихотворение написано на основе реальных событий, очевидцем которых случайно стал поэт. Частной истории поэт придает обобщенное значение. Мужики, стоящие у парадного подъезда, - это собирательный образ всего русского крестьянства, всей деревенской Руси, которая пришла искать правды и справедливости, но пред ними захлопнулись двери "пышного подъезда".
    Очень ярко представлен контраст между теми, кто пришел просить, и тем, кто не захотел принять, выслушать и помочь. Противопоставление деревенских мужиков и вельможи, человеческого страдания и бездушной роскоши, трудовой жизни и паразитического существования составляют основную часть стихотворения. Поэт не скрывает своего сочувствия мужикам. Не случайно стихотворение заканчивается риторическим вопросом:

............Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил -
Создал песню подобную стону
И духовно навеки почил?...

    Некрасов очень точно назвал свою музу "Музой мести и печали". Все произведения поэта о народе - это поэзия "мести и печали". В "Элегии" 1847 г. Некрасов пишет:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

    Можно сказать, что Некрасов в своих произведениях обращается к самым разным темам, но главной в его творчестве остается народная тема.

Вопрос 2
Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).

    Произведения Валентина Распутина - это откровенный и доверительный разговор автора с читателями на самые разные темы, но всегда во всех произведениях автор обязательно поднимает один вопрос - вопрос человеческой совести, жизненной позиции, нравственного выбора.
    В повести "Прощание с Матерой" легко прочитывается судьба родной деревни писателя - Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления, а события, о которых рассказывает автор, достоверны.
    Так что же такое Матера? Матера - это остров и деревня, расположенная на этом острове. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадает в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый поселок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи облилась кровью. Ведь в Матере не только она выросла. Это - родина ее предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит:"... нам Матеру на подержание только дали... чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились".
    Но ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход переселения, они пытаются оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым, лишить их памяти. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище.
    Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в обществе стало утрачиваться чувство совестливости. "Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка, та же -вот и истончали ее, уж не для себя, не для спросу, хватило б для показу. Али сильно большие дела творят, про маленькие забыли, а при больших делах совесть , однако, что железная, ничем ее не укусишь. А наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит. Ой, господи! Че про совесть, ежли этакое творится!"
    Утрату совести герои Распутина впрямую связывают с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Здесь ключевое значение имеют раздумья старшего сына Дарьи - Павла и ее внука Андрея.
    Павлу тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно уже обустроить жизнь в новом поселке, но еще ее вывезена мать из Матеры. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей ее предков. "Не больно терять это только тем, -считает он, - кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду". Но и восстать против переселения Павел не в силах. Ему кажется, что технический прогресс уже не остановить. И остается только одно - попытаться на новую почву перенести привычный уклад и старые обычаи. А это не получается. Как заметил Павел, в новом, неуклюже построенном поселке человек делается "без твердости и надежности", стремясь жить без комфорта.
    Андрею легче. Он уже смолоду вкусил новое. Его тянет к решительным переменам. "Сейчас время такое живое"... все, как говорится в движении. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась..." В его представлении ГЭС - это вечность, а Матера -уже что-то отжившее. Как он считает, "наша Матера на электричество пойдет". Только в этом ему видится польза родной деревни. В поступках Андрея - путь к духовному одичанию. Ему изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим единомышленникам - уже "пришлым", которые доделывают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу Матеры - чуть ли не насильно заставлять людей покидать обихоженную деревню.
    "Пришлые" убеждены, что несут островитянам благо, но пока не осознанное жителями Матеры. С какой решительностью они готовы претворить свои планы! Только вот итог плачевен. С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении многих десятилетий формировали душу народа, его неповторимый характер.
    Подобная участь постигла и родное село автора Аталанку. Это село перенесли на другое место.
    И еще одна любимая тема поднимается автором в этом произведении - это русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.
    В повесть включен целый ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точно подметил отличие жизни сельчан на Матере от суетной деятельности строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: "Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде работаете для жизни". Работа для "любимых" героев Распутина не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и - шире - всего человеческого племени. Вот почему не сумел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший ей то же самое. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений предков, "строй, которому нет конца", не может смириться, что их могилы уйдут под воду - и она окажется одна: порвется цепь времен.
    Распутин находит очень точную метафору для выражения раздумий Дарьи Васильевны о течении жизни: род - это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые.
    Размышления о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о "полной правде", о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков - тревогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.
    В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о необходимости каждому человеку "самому докопаться до истины", жить работой совести. Сильнее всего автора и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей "жить не оглядываясь", "облегченно" нестись по течению жизни. "Пуп не надрываете, а душу потратили", - бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин, но неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит.
    И все же, несмотря на определенный трагизм повествования, автор оставляет читателю надежду на человеческое благоразумие и душевное пробуждение. "Жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой". Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом - еще одно назначение во Вселенной.

Вопрос 3
Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

    В романе, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачева, можно на самом деле считать главными героями Петра Гринева и Емельяна Пугачева.
    В изображении Пугачева Пушкин не придерживается традиционного представления об этом человеке как об изверге, лишенном какого бы то ни было благородства, справедливости и духовности.
   У Пушкина Пугачев привлекателен широтой и удалью натуры, талантливостью. Он связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачеве "народного царя-заступника". Пушкин всячески подчеркивает близость Пугачева народу: речь героя пересыпана пословицами и поговорками, он любит народные песни. Нельзя не отметить, что Пугачев справедлив, великодушен и отзывчив. Эти качества наиболее ярко проявляются в отношениях героя к Петру Гриневу. Пугачев неграмотен, но талантлив. Он обладает незаурядными способностями полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачев водворяет порядок и организованность.
    Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Гриневым. Последний является главным героем семейно-бытовой части повести, от его лица ведется большая часть повествования. Гринев не верит в царское происхождение "вожатого". Правда и искренность отношений Гринева и Пугачева основана на добрых человеческих началах, на странном интересе друг к другу. Познакомившись в буран, герои продолжают встречаться в трагических условиях другой стихии - мятежа.
    Чем же похожи герои и в чем их отличие? В Гриневе поражает простота и человечность. Он искренен и честен. Образ Пугачева не столь однозначен. В нем поразительно сочетаются два лика. С одной стороны, благородный спаситель Гринева, Маши Мироновой, обаятельный, сильный человек, которому ведомо некое "дикое вдохновение" Но в то же время это человек, который живет по концепции, изложенной в калмыцкой сказке - жизнь должна быть короткой, но яркой, свободной, а цена этой свободы - кровавое насилие. Гриневым отрицается кровавое насилие как цена за свободу, и это вызывает нелегкие размышления у Пугачева.
    Гринев - это положительный герой, хотя и допускает некоторые ошибки, о которых потом жалеет. Человечное в Пугачеве соседствует с ужасным и трагическим, поэтому этот образ более сложный.

Используются технологии uCoz