! ! ! СКАЧАТЬ ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ОДНОМ АРХИВЕ (186 КБ) ! ! ! 

 ! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! 

Главная Краткие содержания Ссылки Гостевая книга

Билет № 10






Rambler's Top100

1) Судьбы униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
2) Образ Руси в поэзии С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3) За что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"?

Вопрос 1
Судьбы униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

    Судьба униженных и оскорбленных волновала Ф. М. Достоевского на протяжении всего его творчества. Макар Девушкин, Варенька Доброселова, Семен Мармеладов, Катерина Ивановна, Сонечка, Дуня - вот неполный список героев Достоевского, которых можно отнести к категории обездоленных. Вслед за Пушкиным и Гоголем Ф. М. Достоевский изображает на страницах своих произведений страдания "маленького человека".
    В романе "Преступление и наказание" ярким примером такого героя может служить Семен Мармеладов. Чиновник, отставной титулярный советник, Мармеладов, - неглупый, но очень слабый человек. Описание Мармеладова помогает представить образ человека, находящегося на последней ступени нищеты и нравственного падения. История его жизни, рассказанная Раскольникову в распивочной, не может оставить Родиона равнодушным к судьбе этого человека и его близких. Жена Катерина Ивановна больна чахоткой, но при этом в работе с утра до ночи, трое маленьких детей. Сонечка, дочь Мармеладова, пошла "по желтому билету". Он может изменить себя и окружающую действительность, но он этого не делает, хотя и пытается: "И целый год ... не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф)...". Он разочаровался, замкнулся, он чувствует свою неполноценность перед женой, которая образованна, которая его все время упрекает. Он начинает пить. Тем самым он пытается убежать от реальности, но попытки тщетны: от себя не убежишь! Он пьет, чтобы не задумываться, хотя полностью осознает свое положение. С напускной бравадой он говорит о себе, не скрывая отвращения к себе самому: "я прирожденный скот". С помощью пьянства Мармеладов уходит от реальной жизни. Герой Достоевского не ищет сочувствия: "Меня жалеть не за что! а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал". А когда жизнь его сталкивает с действительностью, то он умирает, попав под карету.
    Мармеладов и его семейство живут на грани жизни, и все их существование отличается некой исступленностью. Может показаться, что Мармеладов наслаждается своим унижением: "не веселья жажду, а скорби и слез". Катерина Ивановна, заламывая руки, ходит из угла в угол своей комнаты, сохраняя в себе "особую гордость бедных". После смерти первого мужа, офицера пехотного полка, Катерина Ивановна осталась с тремя детьми "в такой нищете", что согласилась принять предложение вдовца Мармеладова и пошла за него замуж, "ибо некуда было идти". На страницах романа мы видим истерзанное болезнью и нищетой существо. Она раздражительна, неоднозначность ее поступков вызвана безысходностью положения.
    Одной из самых трагичных страниц романа можно считать описание смерти Катерины Ивановны. Вместе с детьми, толкаемая нищетой, она выходит на улицу просить милостыню. Столпившиеся зеваки скорее с интересом, нежели с сочувствием наблюдают за "помешанной, с перепуганными детьми". Она задыхается, плачет, причитает, пытается дать представление. Последние слова, сказанные Катериной Ивановной: "Довольно!.. Пора!.. Прощай, горемыка!.. Уездили клячу!.. Надорвалась!", -невольно вызывают в памяти сон Раскольникова, в котором герой видит избиение клячи.
    Описание семьи Мармеладовых, трагизм их положения раскрывают мысль Достоевского о том, что человек чувствует свое одиночество и обреченность, "когда уже некуда больше идти".

Вопрос 2
Образ Руси в поэзии С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    Сергей Александрович Есенин не раз говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". А современники С. А. Есенина отмечали, что сам поэт признавался, что "все его творчество - о России, что Россия - главная тема его стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом".
    Стихотворение "Край любимый! Сердцу снятся..." (1914). Есенин уже так умеет рассказывать о природе, что можно почувствовать слияние поэта с нею. " Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных", - говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно " край любимый". А в нем - все прекрасно: резеда, вызванивающие ивы, болото, которое "курит", даже "гарь в небесном коромысле". Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу.
    Интересно воспоминание о стихах Есенина артиста Качалова, который, находясь за границей, всегда возил с собой томик стихов своего друга: "Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой... горсточку русской земли. Так явственно веяло от есенинских стихов родной землей".
    В стихотворениях 1914-1917 г. поэт прославляют патриархальные и религиозные начала дореволюционной России. В стихотворении "Гой ты, Русь моя родная!" (1914), обращаясь уже ко всей стране, поэт задерживает свое внимание на хатах, где "в ризах образа", на низеньких околицах, на "кротком спасе" в деревенских церквах; образы берутся из церковных книг и христианских представлений. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бросаются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, трухлявые, окруженные крапивой заборы. В этих хатах живут замученные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки поэт разворачивает панораму событий деревенской жизни. Есенину приятно слышать "звонкий, как сережки", девичий смех, видеть на лугах "веселый пляс", чувствовать бесконечность родимых просторов ("Не видать конца и края - только синь сосет глаза"), которые рождают преданную сыновнюю любовь. И поэтому на призыв: "Кинь ты Русь, живи в раю", - поэт может ответить только так:

Я скажу: "Не надо рая.
Дайте Родину мою".

    Родственные мотивы встречаются в стихотворении того же периода "Край ты мой заброшенный:..". В строчках этого стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене и в то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность. Таковы стихотворения из цикла "Русь" (1914) и "Запели тесаные дроги" (1916), созданные под несомненным воздействием А. Блока. Тут, с одной стороны, возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой - поэтичнейший "молитвословный ковыль", звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дрогам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:

О Русь, малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

    С одной стороны, трагичный саван озер, "хижины хилые" и запахи ладана. А с другой - восторженная идеализация "добрых молодцев" и "мирных пахарей", сопровождаемая откровением:

Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что - разгадать не могу.

    Любопытно, что чем безрадостнее воспроизводимые Есениным картины, тем сильнее у него привязанность к родимым далям.
    Шесть стихотворений и поэм поэт называет одним дорогим ему словом "Русь". Но каждое произведение дышит сыновней любовью к Родине. Так, в стихотворении "Я снова здесь в семье родной" (1915) он любуется "кудрявым сумраком" и волнуется "вечерней грустью", а свой край трогательно называет "задумчивым и нежным".
    Есенин не перестает слазить "брозды милые", "березовую Русь", луговые песни. Во многих его дореволюционных стихах "дремлет Русь в тоске своей веселой" {"Голубень", 1915) и светит поэту "в сердце" ("О пашни", 1917).
    Определенным рубежом з осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. Теперь он все чаще рисует "воспрянувшую Русь". В стихотворении "О верю, верю счастье есть" (1917) мы отчетливо слышим шум и ропот "буйных вод", видим, как "заря молитвенником красным пророчит благостную весть". Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит "златая Русь", волнуется "неуемный ветер". И поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь взмахнуть крылами, чтобы отправиться в неизведанный дальний полет.
    Возникает ощущение грандиозности свершающегося на родной земле. Оно, это чувство, живет в "Иорданской голубице" и "Небесном барабанщике" (1918), где поэт называет Русь "отчалившей" и встречает "прорезавший тучи день". Как в известной картине Петрова-Водкина, Есенин приветствует "красного коня", чтобы он вывез шар земной "на колею иную".
    Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей "хладная планета", укрепляются новые, подчас странные нравы, "в дому большие недостатки", гибнет старая деревня, "теперь богу негде помолиться ("Возвращение на родину", 1924). Есенин проявляет сложное, противоречивое отношение к переменам в Отчизне. Такие стихотворения, как "Сорокоуст", "Исповедь хулигана" (1920), "Возвращение на родину" и "Русь советская" (1924), показывают сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учиться постигать "в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь", а с другой - "душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш". Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя "пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны". Новый свет другого поколения не греет. И вот в "Руси советской" оформляются скорбные строчки монолога:

Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой.
В своей стране я словно иностранец.

    Правда, когда Есенину суждено было на время действительно стать "иностранцем" и он оказался за рубежом, чувство Родины и своей причастности к ней обостряется.
    Обращаясь к матери в цикле своих стихотворений, Есенин сливает ее образ с Отчизной и оттого переживания близости к ней обостряется необычайно. Таковы "Письмо к матери", "Письмо от матери", "Ответ" (1924). В последнем поэт связывает с отчизной образ разлива, который ему дорог и любим. Поэт надеется на свое обновление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни. По-пушкински он верит в то, что "она придет, желанная пора".
    И до известной степени она действительно для Есенина при- . шла в последние полтора года его жизни. Он прославляет Русь советскую и ее героя, создавая лиро-эпические произведения: "Баллада о двадцати шести" "Песнь о в великом походе", "Анна Снегина". Автор этих произведений и стремится лучше разобраться в нови родной Отчизны, искренне хочет стать настоящим сыном "великих штатов СССР". Об этом он пишет в торжественно-патетических "Стансах" (1924). Вновь признаваясь, что "более всего Любовь к родному краю" его "томила, мучила и жгла" Есенин заявляет:

Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном!
В великих штатах СССР.

    В стихотворении "Неуютная жидкая лунность" (1925) поэт начинает мечтать о "каменной" и "стальной" Отчизне:

Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.

    А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.
    Так раскрывается тема Родины, России в поэзии Есенина. Можно сказать, что все замечательное по искренности и душевности творчество Есенина было венком из песен, сплетенном Родине.

Вопрос 3
За что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"?

    Главное лицо комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" - помещица Простакова. Автор раскрывает в пьесе характер помещицы, степень ее умственного развития, показывает ее положение в доме отношение к окружающим людям.
    Простакова - грубая и необузданная натура. Ее можно даже назвать наглой, если она не встречает сопротивления, но вместе с тем она труслива, если наталкивается на силу.
    У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеческого достоинства, человеколюбия. Она готова унижаться перед теми, кто сильнее и от кого она зависит, при этом сама будет проявлять беспощадность и даже жестокость к тем, кто находится в ее власти. Простаковой невозможно угодить: ни Тришка, ни Еремеевна, никто другой никогда не услышат слов одобрения своим действиям. Тришку она называет "мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном", а преданная нянька Митрофана Еремеевна - "бестия". Крепостных людей она считает своей полной собственностью: с ними она может делать все, что угодно. Крестьян она совершенно обобрала и жалуется своему брату Скотинину: "С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!".
    Но не только крепостные страдают от деспотичного характера помещицы. Простакова ни во что не ставит своего мужа, помыкает им как хочет. Учителя Митрофана не получают жалования уже год.
    Простакова невежественна, она не принимает просвещения: "Без наук люди живут и жили", - говорит она. Для Митрофана она нанимает учителей только потому, что хочет вывести его в люди и подчиняется необходимости дать сыну образование. Простакова расчетлива. Любой ее поступок определяется расчетом личной выгоды. Ради личной выгоды она готова женить сына на Софье и даже готова ее похитить.
    Только к своему сыну Простакова относится иначе. Она любит его, нежнее с ним, заботится о нем. Его счастье, благополучие - цель ее жизни. Но слепая, неразумная, уродливая любовь не приносит ничего кроме вреда и Митрофану, и самой матери.
    Заключительная сцена комедии показывает полное поражение Простаковой. За сочувствием Простакова обращается к сыну: "Один ты остался у меня, мой сердечный друг", но Митрофан грубо отталкивает мать: "Да отвяжись, матушка! Как навязалась". Потерянная Простакова теряет сознание.
    По справедливому замечанию Правдина, безумная материнская любовь довела Простакову до несчастья, и именно к ней обращены слова Стародума: "Вот злонравия достойные плоды".
    Очнувшись от обморока, Простакова восклицает: "Погибла я совсем. Отнята у меня власть! Нет у меня сына!"
    Наказание Простаковой в ней самой. По законам жанра порок наказан.

Используются технологии uCoz