|
! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! |
Главная | • | Краткие содержания | • | Ссылки | • | Гостевая книга |
|
1) Тема гибели дворянских гнезд в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». 2) Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого). 3) Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».) Вопрос 1 В пьесе "Вишневый сад" Чехов как бы обобщает тему гибели дворянских гнезд и подводит итог своим размышлениям о судьбе дворянства. Перед нами типичная дворянская усадьба, окруженная старым вишневым садом. "Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!.." - восторженно говорит героиня пьесы Раневская. Дворянское гнездо доживает последние дни. Имение не только заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты процентов, оно пойдет с молотка. Что же предпринимают для спасения усадьбы ее владельцы? И что вообще представляют собой эти последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим? В прошлом - это богатая дворянская семья, которая ездила в Париж на лошадях и на балах которой танцевали генералы, бароны, адмиралы. Раневская имела дачу даже на юге Франции в Метоне. Прошлое стоит теперь перед Любовью Андреевной в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги. Лопахин предлагает владельцам имения верное средство спасти усадьбу: разбить вишневый сад на участки и сдавать в аренду под дачи. Но с точки зрения барских понятий это средство кажется недопустимым, оскорбительным для чести и фамильных традиций. Оно противоречит и дворянской этике. "Дача и дачники -это так пошло, простите", - барски высокомерно заявляет Раневская Лопахину. Поэзия вишневого сада и его дворянское прошлое заслоняют от хозяев усадьбы жизнь и требования практического расчета. Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют Любовь Андреевну Раневскую. Личная жизнь этой героини сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тратит средства на человека, который ее обманул и обобрал. В характере Раневской, на первый взгляд, много хороших черт. Она обаятельна, любит природу и музыку. По отзывам окружающих, она "добрая, славная" женщина, простая и непосредственная. Она доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины, настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху. Она как будто чутка и внимательна к людям. А между тем какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы вишневого сада и ее личного благополучия. Раневская в сущности эгоистична и равнодушна к людям. В то время как ее домашней прислуге "есть нечего", Раневская сорит деньгами направо и налево и даже устраивает никому не нужный бал. Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду. Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни . человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении, ничего не делая. Он сам признается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие - бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов. В противоположность своей сестре, Гаев несколько грубоват. Барское высокомерие к окружающим слышится в его словечках "кого?", "хам". И Раневская, и Гаев - это люди, привыкшие беспечно жить, не работая, они даже не могут осмыслить трагизма своего положения. У них нет будущего. Это последние представители вырождающегося дворянства. Еще одной значимой фигурой для понимания проблемы гибели дворянских гнезд является слуга Фирс. Порождение крепостной эпохи, он живет воспоминаниями о счастливом прошлом. Он полон забот о своем барине и ухаживает за ним, как за маленьким ребенком. "Опять не те брючки одели. И что мне с вами делать?" - обращается он к пятидесятилетнему Гаеву. То, что Фирс оказался в заколоченном доме и в сущности обречен на смерть, - символический эпизод в пьесе. Смерть его совпадает с гибелью вишневого сада, знаменует конец эпохи дворянских гнезд. Вопрос 2 Господствующим художественным мировосприятием и стилем серебряного века стал символизм, то есть новая форма романтизма. Истоки новых течений в русской литературе Серебряного века (модернизма) уходят в 80-е годы - пору глухого безвременья. Поэзия тех лет представлена именами С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и К. Фофанова. Их творчество отмечено переходными свойствами: реалистическая поэтика постепенно сменяется романтической, а гнетущая атмосфера современной действительности все заметнее воспринимаются в свете романтических идеалов. Поэты-восьмидесятники во многом подготовили почву для появления так называемых декадентов 90-х годов: Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского. Декаденство в данном случае означало разрыв с идейным наследием революционной демократии и народничества, сосредоточенность на сложном внутреннем мире собственного "Я" и особого рода эстетизм, связанный с болезнью красоты. Особенно значительная роль - в постижении высоких идеалов любви, добра и красоты - великого русского философа и замечательного поэта В. Соловьева, духовное наследие которого оказало глубокое воздействие на поэзию русских символистов, прежде всего на А. Блока и А. Белого. В поэзии Серебряного века принято выделять три основных течения: символизм, акмеизм, футуризм. Для символистов основной идеей искусства (поэзии) становится постижение тайн мира, изображение мира через систему символов-образов. Символистов сменили акмеисты, провозгласившие, что "для акмеистов сознательный смысл слова, "логос", такая же прекрасная форма, как музыка для символистов" (О. Мандельштам). Футуристы - следующий этап в развитии поэзии начала века. "Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном, искусстве". Одним из представителей поэзии Серебряного века является Игорь Северянин. Игорь Северянин (настоящая фамилия Лотарев) родился в 1887 году в Петербурге. Позже с семьей он переехал в Новгородскую губернию, а затем в 1904 году вновь возвращается в Петербург. Поэтическая биография Северянина начинается в 1907 году. Именно тогда поэт определяет свое место: В 1915 году, вовремя Первой мировой войны, чувствуя приближение потрясений, поэт пишет: Тема Родины для Северянина становится главной. Проникновенны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Поэт переживает вместе с Россией, пропуская через свое сердце все ее боли и страдания: Полны очарования его стихи, посвященные прекрасной даме. Стихотворение "Кензель" не может не вызвать восторга у читателя: Поэзия Серебряного века отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах, сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас - войной внутренней, гражданской. В этом метафорическом процессе, запечатленном поэзией, есть высокие подъемы и резкие спады, светлые и темные стороны, драматические и комические сцены, но в глубине своей -это процесс трагедийный. К сожалению, трагедия страны изменила судьбы многих ее граждан. Игорь Северянин не стал исключением. Вопрос 3 По характеристике самого Пушкина эти два человека абсолютно противоположны ("лед и пламень"). И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя автор отмечает, что таковыми они становятся от "делать нечего". Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой? Почему они "сошлись"?
В романе Пушкин делает попытку объяснить характер героя средой, обстоятельствами, но, вскрывая рациональные причины всех человеческих поступков, Пушкин видит и некую мистическую строну жизни, ощущает судьбу как силу, которая вмешивается в человеческое существование, делая его таинственным и необъяснимым и в то же время внося в него высший философский смысл. Если попытаться коротко объяснить, что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке, то можно назвать следующие причины: • различия между героями, с одной стороны; • с другой стороны, неумение или нежелание принять другого человека таким, как он есть, не пытаясь "подровнять" его под свои представления и взгляды; • и все-таки самая главная причина в данной ситуации - это неспособность стать выше "общественного мнения", условностей, страх выглядеть "смешным" в глазах света, высшего общества, боязнь быть осужденным. |