|
! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! |
Главная | • | Краткие содержания | • | Ссылки | • | Гостевая книга |
|
1) Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого). 2) Образ русского труженика-солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин». 3) Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашей времени».) Вопрос 1 С одной стороны, природа для поэта - это объект созерцания и восхищения, другой - непостижимый сложный мир, над которым не властны внешние силы. У Тютчева между человеком и природой изначально существует разлад, который мешает человеку соединиться с "общим хором" ("Певучесть есть в морских волнах"), в котором царят полная гармония и созвучие. В этом стихотворении поэт говорит, что у человека, в отличие от природы, нет полной свободы: он зависит от предрассудков, обязательств, общечеловеческих законов. Природа же естественна и ни от чего не зависит. Тютчев разделяет жизнь природы и жизнь человека; он как бы делит мир на дневной и ночной. В первом властвует человек. Ночи же он отводит особое место, потому что только в это время человек не заглушает природной "музыки". Природа "хозяйничает" в ночи и можно острее ощутить ее красоту и величие, потому что в этот момент все сущее так же "таинственно, как в первый день созданья". Несмотря на разлад между природой и человеком, он может познать этот сложный, многомерный мир, в котором есть душа, свобода, язык, и слиться с миром природы. Именно ночью поэт чувствует себя частичкой природы. Ночью взо'ру человека предстает бездонное звездное пространство, которое соединяет его со Вселенной: Еще одна тема имеет в творчестве Тютчева философский характер. Это тема познания мира. Человеческий ум, стремления к знаниям неистощимы. По мнению Тютчева, как видно из стихотворения "Цицерон", "Последний катаклизм", в совершенстве познать что-то глобальное можно только в минуты разрушения: Всю поэзию Тютчева можно назвать философской. Его в полной мере волнуют проблемы жизни, любви, смерти, бессмертия, познания. Вопрос 2 Первое знакомство читателя с героем происходит в начальной главе "На привале", тогда Теркин, участник финской войны, "из запаса рядовой" - прибывает на фронт ("В строй с июня, в бой с июля, снова Теркин на войне"). Уже в этой главе читатель довольно близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый, опытный солдат, хороший рассказчик, по определению товарищей по полку, "свой". Главная же черта характера Теркина состоит в том, что он чувствует себя неотделимым от советского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии в войне, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, а лишь к массе людей: "Я ж, как более идейный, был там как бы политрук, - "рассказывает Теркин. Он понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и уверенность в нашей победе: Так шаг за шагом Твардовский знакомит читателя с героем поэмы - рядовым солдатом Василием Теркиным. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Но он не просто весельчак и балагур. Это человек глубокой души, с серьезными мыслями, чувствами и переживаниями. Это тот "святой и грешный русский чудо-человек", который выстоял и победил в величайшей из войн. "Читая "Василия Теркина" с начала и до конца, я видел прежде всего самого себя, своих' близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике", - так писал Твардовскому один из рядовых бойцов. В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. Он "не иной какой, не энский, безымянный корешок". В Теркине очень развита чувство национального самосознания. Именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом - участником первой мировой войны (глава "Два солдата"). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей Родины и ее воинским традициям. Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции. Солдат в ней - бывалый человек, обаятельный, дельный и сметливый, способный сварить щи из топора. Лирическое и эпическое тесно переплелись в поэме А. Твардовского "Василий Теркин". Личность в понимании поэта - это средоточие многообразных связей с людьми, с народом. Она вбирает в себя опыт поколений и сверстников: В литературе о войне трудно отыскать образ, равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чувствует ответственность "За Россию, за народ // И за все на свете". Но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житейский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата. Оптимизм и нравственное здоровье Теркина - от сознания правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями соотечественников. Это "Русский чудо-человек", национальный тип. Вопрос 3 Автор ставит перед собой задачу всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени. Интерес Лермонтова не к личности как таковой, а к "истории души человеческой" отражает проблематику романа. Наряду с этим автор размышляет о предопределении судьбы человека, о соотношении свободы, воли и необходимости, о цели и смысле человеческой жизни. В основе повествования лежит конфликт Печорина с обществом и с самим собой: "Зачем я жил? для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения". Напряженные раздумья Печорина, его постоянный анализ и самоанализ можно назвать этапом становления личности. Чтобы понять образ главного героя романа, следует сопоставить две характеристики Печорина:
Постоянный самоанализ, рефлексия делают Печорина безучастным, бесчувственным. "Я давно уже живу не сердцем, а головой, я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия", - признается он перед дуэлью с Грушницким. Печорин отличается от других героев романа тем, что его тревожат вопросы осознания человеческого бытия - вопросы о цели и смысле жизни, о назначении человека. Вокруг Печорина рождаются страсти, происходят столкновения, ведутся споры. Но все герои романа: Вера, княжна Мери, Грушницкий, Максим Максимыч, Вернер и даже сам автор - находятся под властью странного печоринского обаяния. Все они в той или иной степени влюблены в него. Но никому из них не удается постичь бесконечные возможности души Печорина. В предисловии к роману Лермонтов пишет о типичности своего героя: "Этот портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии". В предисловии же к "Журналу Печорина" говорится, что здесь читатель найдет "историю души человеческой" и "оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека". В истории литературы за Печориным закрепилось определение "лишний человек"...Такое определение стали давать литературным героям, которые ни к чему в жизни не приспособлены: ни к любви, ни к семье, ни к труду. Такой герой болезненно самолюбив, он аналитик и эгоист, он теряет веру и в себя, и в людей и в смысл своего существования. Таков и Печорин. Именно в этом кроются причины его одиночества и непонятости. "Герой нашего времени" - роман о нравственных исканиях, об ответственности личности перед людьми и своим собственным "я". Попытки автора приблизить своего героя к людям, найти для него некое гармоническое равновесие в отношениях с ними оказываются не состоятельными. Глубина пропасти между героем и другими людьми оказывается непреодолимой. Печорин, опережая свое время, исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества. А, следовательно, главной проблемой романа можно назвать несоответствие мировосприятия Печорина условиям его жизни. |