|
! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! |
Главная | • | Краткие содержания | • | Ссылки | • | Гостевая книга |
|
1) Сатира на помещичью Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». 2) Интимное и гражданское в лирике А. А. Ахматовой (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого). 3) В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Вопрос 1 В то же время поэма Гоголя носит явно сатирический характер. В ней осмеиваются порочные явления личной и общественной жизни. В. Г. Белинский так определял сатирическое произведение: это "не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, гроза духа, оскорбленного позором общества". Н. В. Гоголь правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений, иногда в нарочито преувеличенно комическом виде. Центром повествования становится описание помещиков (2-6 главы). Все помещики, изображенные в "Мертвых душах",наделены общими чертами: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность и замкнутая на себе жизнь в усадьбах. С большой художественной выразительностью в "портретных" главах дана картина морального упадка помещичьего класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин - нарождение крепостнического строя. Кто же стоит первым в галерее этих героев? Гоголь открывает галерею помещиков портретом Манилова. Он первым встречается на пути Чичикова, который поехал по 'ближайшим поместьям с целью приобретения "мертвых душ". Манилов - "...человек видный: черты лица... не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Манилов - восторженная наивность и мечтательность, беспечность "бескорыстного философа", изысканность, глупость, несамостоятельность и боязливость. Да и фамилию Гоголь дает своему герою "говорящую" - от слова манить, заманивать, обманывать. Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, он даже не мог сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, "обтянутые просто рогожей", "щегольской подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями" стоял на столе, а рядом с ними помещался "какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале". Не мудрено, что у такого хозяина "довольно пусто в кладовой", приказчик и ключница - воры, слуги - "нечистоплотны и пьяницы", а "вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время". Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными "прожектами", вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства - у Манилова "приятная улыбка", приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности - или пустые мечты, или такие результаты его "труда", как "горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками". Таков образ "рыцаря пустоты", вызывающий грустную улыбку. Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных. В противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. У неё "хорошая деревенька", двор полон всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем", есть "яблони и другие фруктовые деревья". Имена крестьян своих она "знала почти наизусть". Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится "продешевить" при продаже Все "новое и небывалое" пугает её. Зато её рачительность изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своём месте, есть веревочки которые "уже никуда не нужны". "Дубинноголовая" Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Прозвище, данное автором героине, говорит и об отношении к ней Гоголя и дает характеристику типу мелких неумных помещиц. Иной тип представляет Ноздрев. Он полная противоположность и Манилову, и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него "неугомонная юркость и бойкость характера". Он буян, кутила, враль, "рыцарь кутежа". Он не чужд хлестаковщины - стремление показаться значительнее и богаче. Своё хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня. Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов ехать "куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите". Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его. В целом он малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную. Собакевич - "чертов кулак", такое определение дает Чичикова. Собакевич - это воплощение прочной силы, он "человек здоровый и крепкий", которого природа "рубила со всего плеча", а ещё как не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний, наконец, необыкновенный аппетит, с которым он утоляет свой голод. У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески "рекламируя" Чичикову лучшие качества уже не существующих людей. И в этом, и в других эпизодах автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности и это можно считать итогом размышлений о Собакевиче. Замыкает галерею помещиков Плюшкин - "прореха на человечестве". Всё человеческое умерло в нём, К такому выводу подводит Гоголь читателей. Автор не просто сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда "всё текло живо" и когда он обратился в " прореху на человечестве". Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что "омертвение" души начинается с бедности чувств. Невольно Плюшкин вызывает в нашей памяти другой образ, созданный А. С. Пушкиным в "Скупом рыцаре". Их сближает оскудение чувств. Их отношение к детям, к тем, из кого они выжимают свои богатства. Кажется, что человечность недоступна ни барону, ни Плюшкину. В самом деле, не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. А ещё, пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. В страстном лирическом порыве Гоголь восклицает: "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости". Автор не случайно представляет помещиков в определенной последовательности. Такой порядок помогает показать читателю постепенную деградацию души, которую рождает бесцельность существования, бесконтрольность владениями чужими жизнями и душами, богатством и землей. Созданные Гоголем сатирические образы вызывают негодование и отвращение к изображенным отрицательным явлениям. Вопрос 2 Ахматова обладает особым даром. Ей удается передать настроение лирического героя всего несколькими фразами или жестами: "Я на правую руку надела перчатку с левой руки". Ахматова, как никто другой, умела вложить в несколько строк столько чувств, эмоций - целую человеческую жизнь. Часто ее стихотворения начинаются сразу с кульминации: Безответная и одинокая любовь, но не угасающая ни на миг в течение десяти лет: Десять лет замираний и вздохов... Это любовь к красивому, гордому мужчине, не замечающему ничего вокруг себя. Его взгляды "как лучи". Лирическая героиня мучается от своей любви. Любовь терзает ее. "Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь", - говорит лирическая героиня. Глубина страданий и сил буквально заливает волной читателя, то волной теплой, то обжигающей до боли и горечи.В более зрелые годы Ахматова как будто разочаровывается в счастливой любви. Воображение поэта выводит ее в другой интерпретации, более жесткой и неприглядной: Чувство боли, безысходности, страдания не всегда выливались в стихотворения о любви. Трагические настроения овладевали Ахматовой в гражданской лирике, проникнутой духом высокой патриотичности. В 1917 году А. Ахматова пишет стихотворение "Мне голос был...", где зов искушающего ее голоса отождествляется с эмиграцией. Голос напоминает Ахматовой о "черном стыде", "о боли поражений и обид", называет Россию "краем глухим и грешным". Но она "равнодушна и спокойно" отворачивается от "недостойной речи": Поэма "Реквием" создавалась в конце 30-х годов XX столетия, в разгар сталинского террора, который не обошел и семью поэтессы: был арестован и репрессирован ее сын. Содержание поэмы раскрывает трагедию целого народа: Многое ещё предстоит сделать каждому читателю стихов Ахматовой, чтобы понять и открыть для себя этот удивительный талант. "У меня не выяснены счеты с пламенем, и ветром, и водой", - пишет Ахматова, и поэтому утренняя звезда ведет поэта вперед, к новым вершинам "таинственного ремесла", имя которому - "Поэзия". Стихи Ахматовой привлекают своей бездонностью: сколько бы раз ни читал замечательные строки, столько раз будешь находить что-то новое, неожиданное - это, как тайна, как линия горизонта, до которой никогда нельзя дойти. Вопрос 3 Характерной чертой рассказа как литературного жанра является сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего е этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих огромную смысловую нагрузку. Творчество А. П. Чехова приходится на так называемую эпоху "безвременья". В истории русского освободительного движения это периоды правительственной реакции - арестов, казней, ссылок, преследований, подавления общественной мысли, кризиса освободительных идей. "Безвременье" еще и потому называется так, что давит на личность, заставляет ее все больше и больше дорожить и трудно обретенной профессией, и материальным благополучием, и положением в обществе. "Безвременье" изо всех сил нашептывает человеку: "Высокие идеалы? - Чепуха! Гниль! Плюнь на это и живи, как все сытно, покойно, сегодняшним днем. Цени свое неповторимое существование!" Такую жизненную позиция А. П. Чехов называл "пошлостью, мещанством". Средствами художественного слова он пытался сказать своим читателям: в любых условиях человек должен оставаться человеком! Более того: величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином - человек определяет сам. Остановимся более подробно на рассказе "Ионыч". И ответим на вопрос, в чем смысл финала этого рассказа. Тема произведения - изображение обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет внутреннего протеста и идейного "противоядия". Чехов рассказывает печальную историю образованного дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превращающегося в провинциальной глуши в угрюмого нелюдима и черствого эгоиста. Вначале перед нами живой, энергичный, молодой земский врач. Он много работает в больнице около города С. и полон бодрого желания трудиться для общества. Старцев пытается войти в жизнь горожан, найти отклик на те мысли и чувства, которыми он живет. Но скоро "опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Был в жизни Старцева момент, когда он почувствовал очарование жизни, власть поэтической мечты. Это было тогда, когда он влюбился в дочь Туркиных. Но чувство Старцева не нашло отклика. Котик уехала в столицу - и Старцев снова остался одиноким в кругу серых, провинциальных обывателей. Через несколько лет после неудачного сватовства Старцев вновь встречается с когда-то любимой девушкой. На минуту в душе его "затеплился огонек". Ему показалось, что прежнее чувство, такое "нежное, радостное и мучительное", которое даже нельзя "передать на словах", появится вновь и девушка теперь может ответить на него. Но Старцев теперь уже другой человек: он сам уже не способен к глубокому чувству. Девушка говорит Дмитрию Ионычу о том, что завидует ему. Ведь у него "работа, благородная цель в жизни... Какое это счастье быть... врачом, помогать страдальцам, служить народу..." Новый Старцев, ожиревший и безвольный Ионыч, тот, который теперь разъезжает на тройке и жадно пересчитывает и прячет деньги, уже ничего не может ответить на это. Он только чувствует беспокойство, встречая эти испытующие, чистые глаза девушки, и думает: " А хорошо, что я тогда не женился". Теперь это - нелюдим-эгоист, больше всего думающий о своем спокойствии. Старцев безнадежно опускается. Его интересуют только деньги, карты да сытный ужин. Отсутствие высоких, облагораживающих порывов и идейных стремлений, прозаичность настроений и душевная сухость превращают его в обывателя, грубого и жадного. Изменение психологии Старцева последовательно отражается в его языке. Когда Старцев был ещё полон свежих, неистраченных душевных сил, в речах его слышатся чувство и искренность. В пору влюбленности в Котика с языка его срываются такие фразы: "умоляю вас", "страстно хочу", "заклинаю вас", " я жажду вашего голоса". Под влиянием вечера, проведение! о у Туркиных, и впечатления, произведенного на него Котиком, он идет и напевает: "Твой голос для меня и ласковый и томный...". Прошло два года. У Старцева была уже пара лошадей и кучер, но проза жизни ещё не захлестнула его. Он жаждет любви "во что бы то ни стало". По дороге в клуб он страстно просит Котика быть его женой. Прошло ещё четыре года. У Старцева появилась уже усталость от жизни. Встретившись с Екатериной Ивановной, он уже не испытывает к ней никаких чувств, даже никакие воспоминания не тревожат его душу. Романтика исчезла. Но он ещё не растерял взглядов и настроений молодости. Он заговаривает со знакомыми о том, что жизнь идет вперед, что без труда жить нельзя, и когда встречает непонимание, раздражается и волнуется. Однако жизнь "без впечатлений, без мыслей" брала свое. И вот идеалом Старцева становится обеспеченность и покой. Черствый врач, не желающий потерять ни одной лишней минуты на разговоры с пациентами, он грубо бурчит: "Извольте отвечать только на вопросы. Не разговаривать!" И вот уже Старцев, подавляя презрение к обывателям, онемел, и вот он, отметая брезгливость, складывает добытые практикой бумажки, "от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью", чтобы отвезти в банк. Чехов показывает, как происходит отчуждение человека от себя, от своей души, от своих чувств, от своего прошлого. |