|
! ! ! СКАЧАЙ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ! ! ! |
Главная | • | Краткие содержания | • | Ссылки | • | Гостевая книга |
|
1) Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». 2) Гражданственность и исповедальность лирики А. Т. Твардовского (на примере 2-3 стихотворений по выбор? экзаменуемого). 3) Какую роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала? Вопрос 1 В романе "Война и мир", по замыслу автора, путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом (не разрыв со своим классом, а нравственное единение с народом). Главное испытание, через которое проходят герои романа, чтобы прийти к пониманию истинной народности, это Отечественная война 1812 года. Жизнеспособность каждого героя проверяется "мыслью народной". Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свой лучшие качества. Андрея Болконского солдаты называют "наш князь". Наташа Ростова принимает решение отдать подводы раненым солдатам. Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти французских войск. Все это и есть представление об истинной народности. Наряду с проявлением такой народности Л. Толстой показывает и псевдонародность, подделку под неё. В салоне Анны Шерер берут штраф за французский язык, все стараются приблизиться к русскому, национальному образу жизни. В кругу московского дворянства читаются манифесты, в которых говорится о чувстве долга и патриотизме, но кроме напыщенности в словах этих воззваний нет ничего. Для Толстого очень важно, чтобы читатель понял, что патриотизм - свойство души любого русского человека, и в этом отношении нет разницы между Андреем Болконским и любым солдатом его полка. Близок к народу и капитан Тушин, в образе которого сочетается "малое и великое", "скромное и героическое". Этого героя сближает с народом его интуитивное начало, которое руководит им в ходе сражения при Шенграбене. Тема народной войны находит свое выражение в образе Тихона Щербатого. Тихон Щербатый - крестьянин из отряда Денисова, предстает пред нами человеком богатырской силы. Мастер на все руки, он "одинаково верно, со всего размаха раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки". Обладающий живой народной сметкой, расторопный и изворотливый, он отличается той достаточно хитрой чудаковатостью, которая служит постоянным объектом для шуток в отряде Денисова. Внешне спокойный и уравновешенный, Щербатый непримирим к врагам родной земли, он проявляет замечательный героизм и беззаветную отвагу. Другим представителем народа на страницах романа является Платон Каратаев. Образ Каратаева, по замыслу Толстого, должен был воплотить все лучшие черты русского крестьянства. В крестьянстве Л. Н. Толстой видел особый мир, сближение с которым может оздоровить человека из привилегированных классов. Пьер Безухов встречается с Каратаевым в исключительно тяжелых условиях, в бараке для военнопленных, куда его привели после расстрела французами ни в чем неповинных русских людей. При первом же вопросе Каратаева к Пьеру "такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе, что у Пьера задрожала челюсть, и он почувствовал слезы". У Каратаева личное, индивидуальное заслонено "роевым", слитностью с крестьянским миром, в котором автор не желает видеть сложность классовых противоречий. Интересен язык и рассуждения героя, в которых слышится народная речь: "не нашим умом, а божьим судом", "рок головы ищет", "наше счастье дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь -ничего нету". В образе Каратаева Толстой пытался воплотить черты идеализируемого им патриархального крестьянства. В своем романе Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту "священной земли русской". Сильной могучей волной поднимается партизанское движение. "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною величественной силой". Патриотический подъём в народе хорошо выражен в словах одного ополченца: "Всем народом навалиться хотят, одно слово -Москва". Толстой показывает партизанские отряды Долохова и Денисова, рассказывает о старостихе Василисе, побившей сотни французов. "Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами по себе сыпались с иссохшего дерева - французского войска, и тогда трясли это дерево". Подлинным полководцем народной войны, воплотившим дух всего народа. Толстой выводит Кутузова. Писатель показывает нам его и как простого, хорошего человека, презирающего все показное, и как мудрого исторического деятеля, и как полководца. Как основную черту Кутузова Толстой подчеркивает его связь с народом, "то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его". "Только признание в нем этого чувства заставило народ... выбрать его, против воли царя, в предводители народной войны. И только это чувство поставило его на... высшую человеческую высоту" Своим родным чувствуют Кутузова солдаты к офицеры-дворяне. Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал им правильную оценку. Для ведения народной войны, какой была война 1812 года, и нужен был именно такой полководец. Изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей и чувств, Толстой нигде не впадает в схематизм. Кутузов - живое лицо. Такое впечатление создается у нас прежде всего потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова. Нельзя не отметить, что весь ход рассуждений и описания событий войны 1812 года служат для утверждения решающей роли в истории народных масс. Так называемые "великие люди" не оказывают решающего влияния на ход исторических событий. Толстой исходит из стихийности исторического процесса, он отрицает роль личности в истории. Писатель считает, что ход истории решает народная масса. О Кутузове в связи с этим Толстой пишет: "Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти". Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий, лишь пассивным созерцателем их. Таким образом, "народная" мысль в романе прослеживается автором следующим образом: во-первых, это изображение лучших представителей народа (а народом, по мнению Толстого, можно считать представителя любого класса и сословия при условии его патриотизма и нравственного начала), во-вторых, это герои-солдаты, решившие исход Отечественной войны 1812 года, в-третьих, это изображение величайшего народного полководца Кутузова, и наконец, это сложный процесс обретения истинной народности "любимыми" героями Толстого через приобщение к народной мудрости, постижение инстинктивного "роевого" начала. Вопрос 2 Лирика Твардовского - это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому читателю, но в то же время наиболее глубоких человеческих чувств. Уже в первых стихах автор останавливает свой выбор на лирическом герое, которым становится обыкновенный, рядовой человек. В 30-е годы 20 столетия таким героем становится колхозник, честный труженик деревни. Точное знание их жизни, особый дар понимания души простого человека позволили поэту создать яркие образы скромных тружеников. Часто это умельцы, мастера, люди с золотыми руками ("Рассказ Матрены", "Еще про Данилу", "Соперники" и др.). Описание искусной, умелой работы занимает значительное место в довоенной лирике Твардовского. Своего читателя автор вводит в мир, где выращивают хлеб, строят дома, "Добывают свет" - делают то, без чего невозможна человеческая жизнь. Это добрый мир, в котором царит дух любви и мира. Печник Ивушка (стихотворение "Ивушка"), сложив печь, обращается к хозяевам с такими словами: Поэт всегда откликался на все события, происходившие в жизни его страны. Война, захват Смоленщины вызывают в его сердце боль и гнев одновременно. - В стихотворениях 1941-1945 годов поэт стремится показать войну в восприятии её широкими народными массами: "Баллада об отречении", "Огонь", "Расплата", "Большое лето", "Возмездие", "Я убит подо Ржевом". Той же военной тематике посвящены поэмы "Василий Теркин", "Дом у дороги". Нельзя не отметить, что военная лирика Твардовского во многом перекликается со стихотворениями военных лет других поэтов : К. Симонов, А. Сурков, Н. Тихонов и другие. Патриотизм, вера в победу, вера в силы и непоколебимость духа, мужество русского человека объединяет поэзию военных лет. Среди высоко патриотических произведений о войне в творчестве Твардовского особое место занимает стихотворение "Я убит подо Ржевом". Стихотворение проникнуто глубокой любовью к Родине, пониманием огромной ответственности каждого гражданина перед своей страной в минуту грозной опасности. "Я убит подо Ржевом" -полный неизбывной скорби рассказ от лица тех, кому никогда уже не узнать, чем закончилась страшная война, кому не дано пережить радость победы. Необычность рассказа от лица убитого солдата в сочетании с правдивым описанием боя дает право герою узнать о судьбе города, который он защищал, и сказать в полный голос о высокой мере совершенного подвига: Обратимся к поэме "Дом у дороги". Народный характер поэмы подчеркивается введением в речь героев слов "краше", "не сетуй", "черед", "родимый", "озябший" и другие. Если говорить о теме этой поэмы, то лучше, чем сам автор определить тему нельзя: "Тема её - война, но с иной стороны, чем в "Теркине", со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну., Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же: Слово "дом" в поэме является многозначным. Это и жилище, это и семья, это и более широкое понятие - родина вообще, которую до последней капли крови надо защищать, потому что нет ничего роднее и дороже. Страшная война прошла, позади горести, впереди - мирный труд, но никто не должен забывать об этой войне. Не забыть - это значит не допустить новой войны. Сам автор сравнивает поэму с плачем, пишет о страшных испытаниях, посланных войной. Голос автора сливается с голосом народа, осуждающего врага, которого в военные годы в народе называли "он", вкладывая в это слово свое гражданское презрение: В послевоенные годы (60-70-е годы XX столетия) излюбленным жанром поэта становится лирическая миниатюра, в емкой форме которой автору удается выразить широкие мысли. Лирика Твардовского становится философичной и ставит перед читателем важные вопросы человеческого бытия: Вопрос 3 Нельзя не учитывать состояния Чацкого к этому моменту действия. Он крайне раздражен, намеревается добиться признания от Софьи, кто ее избранник: Парадоксально, но мотив сумасшествия начинается со слов самого Чацкого, который в разговоре с Софьей скажет: "От сумасшествия могу я остеречься". Эта реплика вызовет ответную в мыслях Софьи: "Вот нехотя с ума свела...", и мотив сумасшествия от любви, перерастет в гораздо более опасный. Гости в доме Фамусова и сам хозяин не только быстро принимают слух о сумасшествии Чацкого, но и стараются прибавить все новые подробности о признаках и причинах сумасшествия. Все эти люди понимают абсурдность высказанного обвинения, но никто даже не пытается остановить шквал слухов. Наоборот, ведь Чацкий уже успел настроить против себя каждого: кому-то ответил невпопад или высказал резкое суждение. Он ведет себя в этой гостиной не по правилам, которые давно установлены. Его появление нарушает привычный ход жизни фамусовского общества, вызывает раздражение и озлобление. И вот все "обиженные" объединяются, чтобы дать достойный ответ. Обсуждая новость, они вполне серьезно доискиваются до причин несчастья, строят планы, как избежать подобного в будущем. По мнению собравшихся, основное зло содержат в себе образование, книги. Свободная мысль опасна для тупой покорности и безликости. Сумасшествие от любви превратилось в весть о сумасшествии действительном. И это становится общественным приговором Чацкому, который посмел думать и жить не так, как все. Если пойти в рассуждениях еще немного дальше, то можно заметить, что общество, не желающее видеть и признавать собственных пороков, само в какой-то степени безумно, так как оно отказывается от возможных изменений и лишает себе возможности позитивного развития. |